Промежуточные итоги реализации программы льготного автокредитования показывают, что «железный конь» стал доступным практически для всех слоев населения республики. Однако, по мнению экспертов, реализация программы станет еще более успешной в случае отмены лимитирования в разрезе производителей и предоставлении клиентам программы права свободного выбора. В перспективе, прогнозируют аналитики, отечественные машины имеют все шансы стать доминирующими на казахстанском рынке.
Еще несколько лет назад появление автомобилестроительной отрасли в Казахстане казалось утопичным. Скептики считали саму идею создания этой высокотехнологичной отрасли «прожектом», обреченным на фиаско. Однако начиная с 2010-11 годов этот сектор начал стремительно расти (пока девальвация тенге не внесла свои коррективы, впрочем, как и в другие отрасли промышленности).
Обратимся к статистическим данным. За последние пять лет автопром республики демонстрировал годовой прирост от 100% до 150%, тогда как традиционные для Казахстана виды промышленности за тот же период показывали рост от 5% до 50%. Объем рынка автомобилей в Казахстане за 2015 год составил рекордные 7,4 млрд долларов США; объем производства автомобилей в 2015 составил 80 млрд тенге; средний темп роста объемов производства отрасли за пять лет – 62%. А вклад автомобильной промышленности в ВВП республики в 2014 году приблизился к показателям вклада химпрома и угольной промышленности, при этом в три раза превысив вклад легкой промышленности.
Немаловажно и то, что за счет развития автопрома в республике было создано более 18 тысяч новых рабочих мест (в том числе 13,2 тыс. – в смежных отраслях: логистике, продаже, банковской сфере и проч.).
Автопром – отрасль, в которой действует жесткая конкуренция. На рынок Казахстана уже давно «положили глаз» крупнейшие мировые автопроизводители, в числе которых не только Россия, но и бурно развивающийся Китай, а также соседний Узбекистан. В этих условиях Казахстану было необходимо создать действенные механизмы защиты и стимулирования отечественного автопрома. Одним из ключевых стимулов для отрасли стала госпрограмма по льготному автокредитованию для населения, которая стартовала в мае 2015 года.
Согласно данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», по итогам 15 месяцев действия госпрограммы (с мая 2015 года по июль 2016 года) более 41% автомобилей локальной сборки были реализованы с привлечением льготных займов. В текущем году вклад госпрограммы оказался еще более значительным: из 5 798 автомобилей, реализованных отечественными производителями за 7 месяцев с начала года, 3 057 приобретены получателями льготных автокредитов. Таким образом, на долю последних пришлось 53% сбыта казахстанских автозаводов. В TOP-5 брендов, наиболее востребованных заемщиками госпрограммы (по итогам 15 месяцев), вошли Hyundai, KIA, Skoda, Chevrolet и Lada.
Пятерку самых популярных моделей составляют Hyundai Elantra, Skoda Rapid, KIA Sportage, Hyundai Tucson и Lada 4×4. При этом наиболее доступными моделями, предлагаемыми в рамках госпрограммы, стали Geely CK (1 999 тыс. тенге) в классе B (малый), Lada 4×4 (от 2 050 тыс. тенге) в сегменте компактных внедорожников, KIA Picanto (3 055 тыс. тенге) в сегменте А (сверхмалый), KIA Optima (4 521 тыс. тенге) в классе D (бизнес-седаны) и Chevrolet Orlando (5 450 тыс. тенге) в категории минивэнов.
С начала 2016 года более четверти покупателей новых автомобилей отдали предпочтение моделям локальной сборки. В августе их доля достигла рекордных 35%.
Тройку регионов-лидеров по объемам выданных займов составляют города Астана (23%), Алматы (17%) и Караганда (8%). Рыночная доля казахстанского автопрома и объемы производства продолжают расти, невзирая на рыночный спад. Это свидетельствует о качестве роста и высокой конкурентоспособности предложений казахстанских автозаводов. Тем временем, в 2016 году компаниями-членами Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) была проведена значительная работа по развитию собственного автомобилестроения. В частности, компания Hyundai вышла на экспортные рынки, завод СемАЗ осуществляет сварку-покраску кузовов, костанайские заводы в процессе реализации глобального проекта CKD осуществляют сварку, окраску автомобилей Peugeot и Jac, подписано лицензионное соглашение на производство Ankai, что позволит Казахстану расширить ассортимент выпускаемых машин.
По мнению председателя правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олега Алфёрова, источником дальнейшего восстановления отрасли в 2016-2017 годах, прежде всего, станет освоение выпуска моделей сегмента B (малого класса) в ценовой нише до 3,5 млн тенге – то есть наиболее востребованных казахстанцами автомобилей. Их линейка на конвейерах отечественных предприятий будет расширена уже в текущем году.
«Не менее важным драйвером роста отрасли могло бы стать наращивание госпрограммы льготных автокредитов. 7,5 тысяч казахстанцев уже приняли в ней участие. Но реальная потребность жителей республики в доступных займах многократно превышает ресурсы программы. Это не секрет.
Сегодня загрузка ресурсов, выделенных на реализацию программы, превышает 110%! И нехватку кредитных ресурсов сегодня служит ключевым барьером восстановления отечественного автопроизводства», — считает Олег Алфёров.
Одним из важных промежуточных итогов реализации госпрограммы льготного автокредитования глава «КазАвтоПром» считает решение «предметной задачи» для многих жителей республики – приобретение автомобиля в условиях, когда потребительские займы в банках второго уровня недоступны. «Как известно, тенговое фондирование в отечественном банковском секторе – дефицитный «товар».
Средства ЕНПФ предоставляются по слишком высокой ставке. Как результат большинство казахстанцев лишены возможности приобретать казахстанские товары на приемлемых условиях. Не только автомобили. Но для авторынка нехватка кредитных ресурсов особенно чувствительна, поскольку две трети всех автомобилей жители республики традиционно приобретают с привлечением займов. За рубежом доля кредитных продаж превышает 80%», — продолжил О.Алфёров.
Между тем запуск программы льготного автокредитования в 2015-2016 годах позволил казахстанцам получить возможность выбрать одну из 62 моделей отечественной сборки и приобрести ее в кредит по номинальной ставке 4%.
Госпрограмма льготного автокредитования, по словам эксперта, — классическая антикризисная мера, которая реализована в десятках стран. Она обеспечивает поддержку потребителю, производителю и дает импульс экономическому росту. Эта практика в Казахстане реализована в еще более успешной форме. Ведь на других рынках государство субсидирует автокредиты. То есть оказывает безвозвратную помощь. В нашем случае речь идет лишь о фондировании – средства выделяются на возвратной основе. В результате Нацфонд получает гарантированный процентный доход в размере более 1 млрд тенге в год.
«Пожалуй, это самый успешный опыт сотрудничества государства, банковского сектора и промышленных предприятий в истории Казахстана. В выигрыше все. И прежде всего, казахстанский потребитель – рядовые граждане со средним уровнем доходов. Ведь, как известно, верхний предел стоимости автомобиля ограничен, и среди заемщиков наиболее востребованы автомобили бюджетного сегмента. На сегодня оба транша, выделенных на реализацию госпрограммы, исчерпаны. И тысячи заемщиков, выбравших казахстанские автомобили, к сожалению, получают отказ в предоставлении займа. Поэтому дополнительная капитализация этого успешного проекта, несомненно, оказала бы весомую помощь рядовым жителям республики», — подчеркнул О.Алфёров.
На сегодня оба транша, выделенных на реализацию госпрограммы, исчерпаны. И тысячи заемщиков, выбравших казахстанские автомобили, к сожалению, получают отказ в предоставлении займа. Поэтому дополнительная капитализация этого успешного проекта, несомненно, оказала бы весомую помощь рядовым жителям республики», — подчеркнул О.Алфёров. Тем временем программа льготного автокредитования в Казахстане не лишена отдельных недостатков, которые, как показала практика, затрудняли ее реализацию. По мнению участников рынка, претенденты на льготное автокредитование должны иметь полную свободу выбора марки и модели автомобиля. Сейчас же, как известно, в отношении каждого из автозаводов установлены жесткие лимиты. «Практика показала, что такого рода «ручное», искусственное ограничение лишь замедляет освоение ресурсов программы. Проще говоря, часть средств, выделенных на программу, остаются замороженными, и заемщики не имеют к ним доступа. Но эти издержки легко исправить, отменив лимитирование в разрезе производителей и предоставив клиентам программы право свободного выбора», — резюмировал председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алфёров.
В то же время аналитики Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) прогнозируют дополнительное повышение интереса со стороны казахстанцев к продукции отечественного автопрома после введения сертификации за утилизацию. Поскольку в совокупности с программой льготного кредитования сертификата даже за одну сданную в утиль машину хватит на покрытие первоначального взноса по многим бюджетным моделям.
Аналитики АКАБ считают, что интерес к моделям бюджетного сегмента будет повышаться, поскольку в связи с ростом локализации цены на автомобили отечественного производства будут более устойчивы по сравнению с импортируемыми авто. Это позволит планировать долгосрочные покупки.
«Что касается отечественных производителей, то по результатам реализации программы льготного автокредитования видно, что ставка на бюджетный сегмент была единственной правильной стратегией, позволившей сохранить отрасль отечественного автомобилестроения. В бюджетном сегменте изначально заложена небольшая маржинальность, компенсировать которую предполагается наращиванием объемов», — говорит президент ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев.
Эксперты отмечают формирование ряда тенденций казахстанского автопрома, которые в будущем могут привести к смене традиционного лидера продаж в пользу отечественного. Анализ показывает, что казахстанцы все больше предпочитают бюджетный сегмент авто – в первую очередь для машин отечественного производства. Отечественный покупатель готов к принятию новых брендов на рынке, если это машины казахстанского производства; ему интересны инструменты стимулирования продаж, кредитование и рассрочка. Кроме того, казахстанцы все больше интересуются экономичностью, дизайном, комплектацией, уровнем комфорта и безопасности при выборе авто в бюджетном сегменте. Активно формируется культура потребления.
Справочно: 20 апреля 2015 года Банк развития Казахстана (БРК) подписал кредитные соглашения с шестью коммерческими банками о выделении 15 млрд тенге из Национального фонда на поддержку казахстанского автопрома. Банки второго уровня получили деньги от БРК под 1% годовых на 20 лет.
Как сообщил ранее председатель правления БРК Болат Жамишев, поскольку срок кредитования заемщиков составляет не более пяти лет, эта программа не будет «одноразовой», она будет действовать постоянно. Банки по мере возврата средств будут отправлять их на повторное финансирование. Партнерами БРК по госпрограмме льготного автокредитования стали шесть банков второго уровня: «Народный банк Казахстана» (4 млрд тенге), «Евразийский Банк» (3 млрд тенге), «Сбербанк России» (2 млрд тенге), «ForteBank» (2 млрд тенге), «Банк Центр Кредит» (2 млрд тенге) и «АТФ Банк» (2 млрд тенге). Номинальная ставка вознаграждения по кредиту для казахстанцев составляет 4%. Эффективная годовая ставка (включая оплату КАСКО и оформление нового автомобиля в залог) – 7,5% годовых. Обязательный первоначальный взнос составляет не более 20% от стоимости приобретаемого авто.
В рамках программы можно приобрести автомобили казахстанской сборки стоимостью не более 5,6 млн тенге. Размер ежемесячного платежа составляет от 37 тыс. тенге в месяц в зависимости от выбранной модели и ее комплектации при первоначальном взносе в 20%. Программа направлена на стимулирование внутреннего рынка, увеличение спроса на автомобили отечественного производства.