Герой скандальной аудиозаписи о договорном матче рассказал новые детали борьбы за власть в футболе.
Дмитрий Васильев, генеральный директор футбольного клуба «Актобе» уверен, что публикация аудиозаписи о договорном матче в Чемпионате страны — очередная попытка скомпрометировать действующее руководство федерации футбола Казахстана.
16 августа на YouTube появилась запись телефонного разговора — якобы беседа главного тренера шымкентской футбольной команды «Ордабасы» Бахтияра Байсеитова и генерального директора ФК «Актобе» Дмитрия Васильева. Как утверждается в описании видео, стороны обсуждают договорной матч.
В четверг, 1 сентября, в Алматы прошла пресс-конференция спортивного сообщества Fair Play, посвященная результатам заключения независимых экспертов по поводу принадлежности голосов на звуковой дорожке скандального ролика.
Эксперты заявили — запись подлинная, разговор действительно состоялся. Но у генерального директора ФК «Актобе» мнение противоположное. Мало того, он утверждает, что такого разговора вообще не было, а опубликованная в сети запись — монтаж.
— Дмитрий, что это за запись? Слышали ли вы ее?
— Безусловно я эту запись слушал. У нас с Бахтияром Данияровичем очень много диалогов бывает. Они не всегда приятные. Первый раз мы с ним «сцепились» при трансфере Покатилова. Они хотели у нас его купить. И хотели меня перехитрить. Но у нас интересы совершенно не совпадали. Была, как говорят, конфликтная ситуация. У нас было много разговоров. Но того разговора, который был опубликован, безусловно, между нами не было и быть не могло. Какова природа происхождения этого разговора и его записи, то есть, как он технологически получился, я не знаю.
— А что за независимая звуковая экспертиза, которая якобы, по результатам, установила, что голос на той записи ваш?
— Я был на пресс-конференции некой организации Fair Play. Но дело в том, что формально ее не существует. Они даже официально не зарегистрированы. Это просто некое интернет-сообщество в facebook, которое якобы заинтересовано в «очищении» казахстанского футбола.
И что они там сказали? Мой голос они вообще не анализировали. Они анализировали только голос Бахтияра Байсеитова, якобы имея на то его согласие.
На мой уточняющий вопрос они признались, что никакого письменного согласия Байсеитова нет
А все остальные согласия с юридической точки зрения — ничтожны. Там вообще мудреные формулировки были типа: «Этот голос похож на голос взятый там-то, где человек, похожий на Байсеитова вроде как отвечает на вопросы».
— Но экспертиза, о которой заявляли…
— Экспертизы как таковой тоже не было. Они сразу подчеркнули, что это не экспертиза, а просто некое экспертное заключение.
Бросается в глаза то, что запись смонтирована. Потому, что
даже их эксперт признал, что там сколько-то секунд записи стерты
То есть это то, о чем я говорю. Берутся разные разговоры, склеиваются, монтируются. И, самое главное, что этого экспертного заключения никто не видел. Было только сказано, что по запросу мы его вышлем на электронную почту.
Какие выводы? Я сегодня это уже объяснил на пресс-конференции. Сообщества Fair Play не существует.
Лидер этого сообщества — Куттыбек Исхаков. Он был председателем палаты по разрешению споров. Был знаменитый исполком федерации прошлым летом. Изначально предполагалось, что он будет на базе «Кайрата». И был такой генеральный менеджер Аскар Уранхаев. Человек с претензией на то, что он «серый кардинал» казахстанского футбола.
Куттыбек Исхаков — его человек. На исполкоме Уранхаев меня подозвал и говорит: «Ты знаешь, кто этот человек?». Я говорю: «Нет». Он мне: «Это Куттыбек Исхаков — председатель палаты по разрешению споров. Он очень нужный человек для решения разных вопросов».
— Понятно. Но какие претензии с их стороны к вам и чего они добиваются?
— Я тогда был директором ФК «Жетысу». У нас возник вопрос с дозаявкой игроков. У нас был запрет, связанный с задолженностью по конкретному делу. Мне надо было этот запрет снять. Куттыбек Исхаков по заданию, как я догадываюсь, Аскара Уранхаева, будучи обязанным отрабатывать, нам это решение не давал. Работали они в одной связке с Айгерим Сабралиевой. Но…
Это все — марионетки Аскара Уранхаева. Они делают все и так, как он скажет.
Они же создали организацию арбитров. Или что-то такое. Говорили, что цель — независимость. Ничего подобного. Цель — попытаться вывести арбитраж из-под юрисдикции ФФК и прибрать его вместе с влиянием на судей и финансовыми потоками, связанными с обслуживанием судей: гостиницы в командировках и так далее. Я вам ответственно докладываю — есть клубы, которые «подсели» на эту организацию. Так вот, их затраты на обслуживание судей оказались в полтора, почти в 2 раза больше, чем организация таких клубов, как «Жетысу», которая оплачивает проезд, питание и проживание судей напрямую.
— И все же — с чего вдруг, по вашему мнению, эта запись появилась в сети?
— Запись появилась аккурат за 2 дня до проведения очередной конференции федерации футбола Казахстана. Давайте с вами вспомним, что было год назад, когда в ноябре в Астане ФФК проводился общенациональный форум. Что произошло в день форума?
Какие-то люди за почти миллион тенге разместили статью про президента ФФК Кожагапанова на одном из самых популярных казахстанских сайтов. Через час эта статья пропала. Почему? Просто надо было сделать принтскрины с этой статьи, и, видимо, показать, что президент федерации совсем «берега потерял». Естественно, поняв суть провокации, мы сразу стали разбираться. Мы нашли даже человека, который заплатил миллион за публикацию. Это реальная провокация — чтобы заплатить миллион тенге за статью, которая «провисела» на сайте всего час, нужно иметь серьезные интересы.
И теперь — разговор якобы Байсеитова и Васильева. Он появляется за 2 дня до конференции с определенной целью. Провокаторам мы с Байсеитовым не интересны. У них одна цель — президент ФФК Казахстана Кожагапанов. Нужно любыми путями, всеми правдами и неправдами его сместить и добиться того, чтобы федерация была в других руках.
— Что вы собираетесь делать дальше, после этих заявлений, которые озвучили сегодня на всю страну?
— А что они, собственно, заявили? Что это вообще не экспертиза, а некое экспертное заключение? Представители того же самого Fair Play признали, что никаких юридических последствий в отношении так называемых участников разговора быть не может. Хотя бы потому, что в казахстанском законодательстве отсутствуют статьи, по которым за это можно привлечь.
Но тут цель другая. Создать якобы компромат, опорочить людей, которые входят в круг общения президента ФФК Кожагапанова. То есть цель — это он. Не я. В Казахстане я работаю полтора года. Чего я добился?
В футбольном клубе «Жетысу» из Талдыкоргана за 4 месяца я добился экономии в 400 миллионов тенге. Это та сумма, благодаря которой сегодня клуб, возможно? существует.
Потому, что
я уволил 10 футболистов, которые получали по 2, 3, 4 миллиона и даже 4 миллиона 200 тысяч тенге
Вместо них я подписал 8 футболистов: 6 наших и 2 легионера. Вдумайтесь. Общая сумма зарплаты 8 игроков — 3 миллиона 800 тысяч тенге. До налогообложения. На руки — еще меньше. Я никому не заплатил ни за агентов, ни за трансферы, ни подъемные.
Что я сделал в Актобе в 2015 году? Бюджет клуба был 4 млрд тенге — официально. На самом деле взяли обязательств больше чем на 5 млрд. Сейчас идет отдельное уголовное разбирательство по вопросу: «Почему допустили перерасход». Но важен сам факт. В этом году из бюджета нам выделено 2 млрд. Но, на команду гораздо меньше, чем раньше. При этом часть денег уходит на закрытие обязательств 2015 года. У нас только долги по налогам, за 2015 год мы заплатили 12 миллионов тенге.
— Откуда такая экономия?
— Создали практически новую команду. Из основных игроков не остался вообще никто. Мы собрали полностью новую команду. Вот последний матч. Средний возраст игроков — меньше 22 лет и мы просто «вынесли» в одну калитку «Иртыш».
Самые большие зарплаты у нас, кроме Самата Смакова, который ушел, и Алексея Щеткина, который пришел. Потому, что это отдельные футболисты, доказавшие свою самостоятельность.
У нас самая большая зарплата 2, 5 миллиона тенге до налогообложения у 2 этих футболистов. Есть футболисты, которые и по 200 тысяч всего получают. Вот, такой командой мы и играем. В 2016 году агентские заплачены — ноль, трансферы — ноль, подъемные — ноль.
Все контракты — в тенге. Естественно, некоторым людям это не нравится. Они потеряли миллионы долларов
Это то, что они, находясь у этой кормушки, или вокруг этой кормушки, осваивали. И теперь мы все это отодвинули. И что теперь надо сделать с Васильевым? Грохнуть его и дальше «пилить» бюджет.
— Вы собираетесь как-то реагировать, подать в суд за клевету?
— Чуть больше, чем полтора года я работаю в Казахстане. Меня обвиняли в том, что я — вор. Что у меня нетрадиционная сексуальная ориентация. Что я оскорбляю людей по национальному признаку. Теперь — что я коррупционер и организовываю договорные матчи. Если я начну реагировать на все эти вещи, то мне просто некогда будет работать. Сейчас общественный резонанс получило это дело.
Когда меня обвиняли в том, что я вор, или сижу на откатах, или у меня нетрадиционная сексуальная ориентация, степень моего морального страдания и возмущения была даже больше. Поэтому почему я должен реагировать на это, но не реагировать на то? Тогда моя избирательность для воспаленных умов будет что-то доказывать… Поэтому на подобные вещи, я вам как квалифицированный юрист говорю, только один способ реагирования — правовой. У вас есть доказательства моей нестандартной сексуальной ориентации? Или того, что я — вор? Доказывайте. Но, пока этого не доказали, это не имеет никакого значения. И мне тратить свое время, силы и средства для того, чтобы доказывать обратное — нет. Саботажников у меня хватает везде. И что? Я должен все забросить, и заниматься опровержением обвинений? Не я причина. Просто идет жесткая и даже жестокая борьба против президента ФФК.
Здесь нет принципов. Есть одна задача — заработать деньги. Нет никаких организаций. Нет никаких независимых журналистов. И это надо понять. Есть марионетки.
— У вас есть претензии к судейству на матчах? Может среди наших клубов у арбитров есть «любимчики» или «неприкасаемые»?
— Как директор футбольного клуба «Актобе» я весь сезон живу в условиях спекуляции о том, что я — ставленник Кожагапанова. Что он всеми правдами и неправдами меня (клуб «Актобе») тащит в шестерку команд… Я вам ответственно заявляю: в этом году есть 10 матчей, где судьи нас «убили».
Но мы все равно будем создавать молодую, сильную, амбициозную команду. И уже в следующем году навяжем жесткую, сильную борьбу так называемым грандам казахстанского футбола. Никто не должен думать, что с «Актобе» будет легко.
В матче с «Астаной» 2 пенальти не дал нам судья. Это прямо признал председатель коллегии судей: «Да, мы посмотрели эти эпизоды. Это пенальти». И таких случаев — очень много.
Мы обращаемся к нашим оппонентам: «Пожалуйста, сделайте нарезку наших ошибок, где судьи нам помогали». Я сам пересматриваю игры нашего клуба в присутствии арбитра. Каждую игру. От начала до конца. Просмотрев весь чемпионат я обнаружил одну ситуацию, где судья мог назначить пенальти в наши ворота. Других ситуаций просто не существует. Может, я заблуждаюсь. Но… найдите. Покажите.
Идет «война» потому, что никому не нужен успешный Дмитрий Васильев. Не нужен потому, что он разрушает бизнес очень многим людям. Поэтому все скандалы связанные со мной — они только по форме: Васильев лысый, толстый, нетрадиционной сексуальной ориентации, вор. А по всей реальной ситуации,
ни один из так называемых «независимых» журналистов, которые об этом пишут, ни разу со мной, так, как вы, даже не встречался
Не задавал вопросов, не вел обсуждения по сути. Ни разу со мной не говорили, но пишут про меня все время негатив. Почему? Отрабатывают.