Высокие японские технологии против крупных китайских инвестиций — кто кого?
Когда в 2015 году премьер-министр Японии Абе посетил все пять республик Центральной Азии, его сопровождала группа из примерно сотни бизнесменов. Это были компании, считавшие, что могут предложить Казахстану передовые технологии.
Предлагаемый Японией принцип сотрудничества с Центральной Азией прост – ресурсы в обмен на технологии. Казахстан считается крупнейшим торгово-экономическим партнером Японии в Центральной Азии, обладая при этом одними из крупнейших в мире запасами урана. Хотя трагедия на АЭС «Фукусима» практически заставила Японию пересмотреть свою энергетическую стратегию и закрыть почти все АЭС, в Японии накоплено предостаточно научно-технологического опыта, которым она могла бы поделиться со странами, строящими мирный атом. Во время визита японского премьера «Казатомпром» (КАП) и «Марубени» подписали меморандум о взаимопонимании в области атомного сотрудничества с целью строительства ядерного реактора в Казахстане.
Предстоящей осенью Назарбаев посетит Японию — скорее всего, будут подписаны новые документы и соглашения. В преддверии этого визита и по личному поручению японского премьера Япония в июле 2016-го организовала в Астане конференцию «Будущее энергетики и японские технологии» для казахстанских и японских компаний. На мероприятии подчеркнули, что
Япония инвестировала в Казахстан 4,6 млрд долларов США
Большая часть этой суммы досталась проектам в области добычи и переработки урана.
В 2007 г. КАП купил 10% акций компании «Вестингхаус» (США), которой владеет корпорация Toshiba, что дало Казахстану больше конкурентных преимуществ на рынке производства уранового топлива. Toshiba открыла в Курчатове Институт ядерной энергетики, который будет заниматься разработками в области ядерной энергетики. К проекту планируют подключиться Toyota и Marubeni — их интересуют разработки в области редкоземельных металлов — извлечение таковых из промышленных отходов и мусора. Цель — наладить многомиллиардный экспортный бизнес.
В апреле 2007 г. Казахстаном и Японией подписано два соглашения, в рамках которых Япония предложила содействие в строительстве атомной электростанции. Первое — между компанией Japan Atomic Power Co и тремя казахстанскими компаниями, второе — между КАП и Toshiba. Далее в 2009 г. Национальный ядерный центр (РК) объявил о подписании соглашения с Агентством атомной энергетики Японии на строительство реактора мощностью в 600 мегаватт.
В 2010 г. японские компании Japan Atomic Power Co (JAPC), Toshiba и Marubeni подписали техническое соглашение с Национальным ядерным центром об изучении целесообразности и перспектив построения атомного реактора. Соглашение о продлении исследований было подписано в 2013, тогда же «Самрук-Казына» объявил о том, что совместная казахстанско-японская компания будет строить реактор. На данный момент изучаются наиболее подходящие места на территории Казахстана для строительства.
В 2008 г. казахстанским Комитетом по атомной энергетике и японским агентством по атомной энергетике было заключено соглашение о проведении исследований в области построения в Казахстане небольших, маломощных высокотемпературных реакторов с газовым охлаждением для комбинированных установок производства электроэнергии и тепла. В 2012-2013 г.г. подписаны уже более конкретные документы между Национальным ядерным центром в Курчатове и японским агентством по атомной энергетике о строительстве такой комбинированной станции (или «когенератора») мощностью в 50 мегаватт в Курчатове. В 2012 г. указанное японское агентство и центр обеспечения безопасности ядерных технологий Казахстана подписали соглашение о проведении исследований в этой области.
Казахстан предлагает рассмотреть возможность строительства 20 и более подобных установок мощностью по 50-100 мегаватт.
Япония прочно обосновалась в самой интеллектуально напряженной и технологически насыщенной добывающей индустрии Казахстана, но ее амбиции в Центральной Азии простираются дальше. Именно это слышится в формулировке японского премьера: «предлагаем альтернативу другим центрам силы, то есть Пекину и Москве».
Для начала Казахстану предлагаются самые последние технологические новинки. Известно, что японские высокие технологии запредельно дороги, а японские предприниматели весьма придирчивы к выбору партнеров и выполнению обязательств по контрактам. Подробности участия Японии в урановой индустрии Казахстана говорят о том, что
Страна восходящего солнца включилась в конкурентную борьбу с Китаем за энергоресурсы Центральной Азии
Здесь уместно напомнить о меморандуме о взаимопонимании между Национальной компанией «Казгеология» и японской национальной корпорацией в области разведки минералов.
Стоит вспомнить, что летом 2015-го японский премьер посетил не только Казахстан, а все пять республик Центральной Азии. У соседей он также прошелся по интересам Китая, например — газовому сектору Туркменистана он предложил помощь в области разработки месторождения «Галкыныш», 30% добычи с которого направляются в КНР. Если Япония и далее будет увеличивать свое присутствие в таких наукоемких и технологически насыщенных областях, как урановая добыча, нефтехимия и редкоземельные металлы, конкурентная борьба между Китаем и Японией только усилится.
Казахстан и Япония реализуют 10 совместных проектов на $700 млн
Атомная добыча Казахстана может возродиться через 3 года