По итогам июля 2016 года эксперты отмечают продолжающееся сокращение продаж на автомобильном рынке Казахстана.
В июле 2016 г. продажи автомобильного рынка Казахстана сократились на 12% по сравнению с предыдущим месяцем, сообщает Ассоциация казахстанского автобизнеса. Наиболее сильно “просели” такие марки, как Daewoo, Isuzu, Datsun, Mini, Lexus, Peugeot, Mercedes-benz Trucks, Infinity, Skoda и UAZ. Существенные потери понес и лидер рынка Lada: продажи упали на 23,28%. Toyota продала на 25,14% меньше, чем в июне.
При этом улучшили показатели Porsche (+300%), Lifan (+250%), Iveco (+209,09%), Kamaz (+188,33%), BMW (+60,87%), Audi (+57,14%), Hyundai (+44,53%) и Jac (+22,73%). Аналитики считают, что высокие продажи машин премиальных брендов свидетельствуют о постепенной стабилизации покупательской способности казахстанцев.
Производство легковых автомобилей в Республике Казахстан в условиях кризиса имеет тенденцию к сокращению — в три раза в 2015 году. (с 37157 в 2014 г. до 12 510 авто в 2015 г.). В 2016 г. (первое полугодие) произошло сокращение еще на 60%. Фактически, автопром Казахстана откатился до показателей 2010-2011 годов вследствие диспаритета курсов валюты, нескольких волн девальвации и снижения платежеспособности населения.
До начала диспаритетного курсового тренда средний ежегодный рост составлял 70%. С такими темпами развития казахстанский автопром мог выйти на 100 тысяч машин в год к 2020 году. С учетом роста локализации, отрасль стала бы устойчивой, покрывала большую часть потребностей рынка и способствовала бы развитию смежных отраслей. Однако 312 000 ввезенных автомобилей из РФ в период с 2014-2015 гг. сформировали отложенный спрос на 1,5-2 года. Тем не менее, к настоящему времени, отложенный спрос практически исчерпал себя и есть основания полагать, что дно автомобильного рынка Казахстана достигнуто.
Показатели второй половины 2016 года в значительной степени будут зависеть от динамики на рынке нефти.
Согласно прогнозам Всемирного банк, МВФ и Economist Intelligence Unit, средняя стоимость нефти в 2016 году составит 40-44 долларов США за баррель, что дает возможность предположить о сохранении тренда первого полугодия. В таких условиях продажи новых автомобилей по итогам 2016 года составят около 45 000 единиц.
В перспективе трех лет ожидается рост продаж новых автомобилей в официальных дилерских центрах, при условии роста цены на нефть в соответствии с прогнозами международных организаций. Помимо внешних факторов, которые должны благоприятно отразиться на автомобильном рынке, есть ряд внутриотраслевых факторов, которые поддержат рынок: поэтапное снижение импортных пошлин в рамках утвержденных тарифов ВТО и понижение стоимости автомобилей импортного происхождения.