Чума угрожает Казахстану — сейчас, в начале 21 века. Это болезнь, о которой мы уже давно не слышали и забыли.
У нас в гостях Тлеули Тугамбаев – доктор биологических наук, профессор, начальник отдела разработки препаратов КНЦКЗИ. В народе его называют «противочумный институт». И второй гость Айбек Кожалиев – начальник отдела маркетинга и госзакупок КНЦКЗИ.
— Я прочитал ваш документ и понял, что основным разносчиком чумы является верблюд…
Тлеули Тугамбаев (Т. Т.): Среди домашних животных — да. В пустыне основными переносчиками чумы являются грызуны, в песках – большие песчанки. На песчанках находятся блохи. При заражении чумой песчанка заболевает, блоха питается ее телом. Когда температура тела погибающего животного начинает снижаться, блохи покидают это животное и находят другое существо. Это может быть любое животное, но заболевание переносится только верблюдом.
— У нас численность верблюдов достаточно большая. В 2015 году их было 188000 голов. В основном на Западе Казахстана. И здесь начинаются непонятные вещи. В 2015 году было вакцинировано всего 13,9% от общего поголовья. Основная масса не привита. Почему? Нет вакцины?
Т. Т.: Вакцина есть. Мы ее производим в достаточном количестве.
— У ветеринаров она есть?
Т. Т.: До 2015 года ветеринары покупали вакцину у нас. Но в связи с тем, что мы стали РГП на ПХВ (государственное предприятие на праве ведения хозяйства), решили выйти на тендер, чтобы без всяких посредников поставлять минсельхозу эти препараты.
— А был посредник?
Т. Т.: «Ветбиофарм». Сами вакцину не производят. Единственная разрешенная их деятельность – это покупка и перепродажа лекарственных средств.
— То есть до 2015 года они у вас покупали, раз вы не имели права продавать, и перепродавали, а маржу оставляли себе. И вот вы в 2015 году вышли на тендер. Что произошло после?
Т. Т.: Мы вышли на тендер. И начались препоны. Нам говорят, что у нас нет свидетельства о том, что это ветеринарный препарат. Мы объясняли, что это один и тот же препарат, который применяется и для людей, и для верблюдов. Разница только в дозах. Для человека 1 доза, для верблюда – 30 доз. Потом мы собрали все документы – с СТ-KZ, о том, что мы отечественный производитель. В итоге тендер выиграла компания «Ветбиофарм». Посредник.
— А они какую-то свою вакцину предложили?
А. К.: Они брали со Ставропольской биофабрики.
— Российскую. Айбек, получается, они выиграли и закупили российскую?
Айбек Кожалиев (А. К.): Они купили российскую вакцину по более низкой цене. Но данная вакцина не соответствует техническим характеристикам.
— Это чье заключение?
А. К.: Это наше заключение по заявке референтного центра.
— То есть к вам обратились с этим вопросом?
А. К.: Обратились, чтобы мы провели испытание данной вакцины. Наш научный центр провел испытание данной вакцины и нашел несоответствие техническим характеристикам, стандартам.
— А как так получилось? Их вакцина не соответствует требованиям, но за счет низкой цены проходит по тендеру… И как быть с законом о защите прав отечественного производителя? Вы же отечественные производители… Вы протестовали?
Т. Т.: Мы обратились в судебные органы, в данный момент идет судебное разбирательство. Мы обращались в генеральную прокуратуру РК об отмене этого конкурса. Ждем ответа.
— Я так понимаю, что конкурент вас просто отодвинул. Может даже в убыток себе сыграл. К сожалению, такой у нас капитализм. А какое-то решение надзорного органа было? А в 2016 году тендер был или будет?
А. К.: Тендер был. Опять же были допущены «Ветбиофарм» и наш научный центр. Мы участвовали способом аукциона.
— Почему аукцион? Как может быть аукцион?
Т. Т.: Новый способ. Мы тоже удивились.
— Я понимаю аукцион, если меха продают или золото. Или опять рассуждения о цене, о деньгах забило все на свете? И кто выиграл?
А. К.: Опять «Ветбиофарм» с той же прошлогодней вакциной.
— Я понимаю, ученые – не маркетологи. Их дело изобретать и испытывать. Этим пользуются бизнесмены, которые хотят с нашего казахстанского рынка выдавить нашу же казахстанскую компанию. Что вы дальше намерены делать?
А. К.: Мы написали в органы прокуратуры и Комитет финансового контроля об отмене итогов данных закупок способом аукциона. И чтобы провели тендер способом госзакупок. Так как в аукционе вопрос стоит только по цене. Они воспринимают вакцину как товар, выигрывает опять же низкая стоимость – 239,5 тенге. А наш научный центр не может участвовать по такой цене. Нужно оценить качество этого товара и провести соответственные технические испытания.
— Понятно. Мы попытались разобраться. Сейчас многие говорят о невидимой руке рынка, которая все расставит на свои места. Но по моему мнению, эта рука не делает различий между больным человеком и здоровым, между ребенком и стариком, между ученым, дело которого изобретать, а не внедрять плоды своего труда. И мы видим, как наших ученых просто отодвигают в сторону. Спасибо, что вы пришли и раскрыли проблему! Мы будем ею заниматься. До встречи!
Видеоверсию смотреть здесь.