Цены на солярку подпрыгнут в ближайшие дни. И на этом уже пытаются заработать.
Чиновники объяснили возникший дефицит дизтоплива на заправках рыночными причинами, эксперты — искусственными.
Стоимость дизельного топлива в Казахстане планируют отпустить в свободное плавание. Госрегулирование останется только на бензин марки АИ-80.
В июне 2016 года минэнерго выступило с предложением отменить государственное регулирование цен на бензин АИ-80 и дизельное топливо. И тут же автомобилисты выстроились в очереди на заправках, чтобы заполнить баки еще по старым ценам, а на АЗС значительно сократилось количество предложений именно этих видов топлива. Потом АИ-80 на заправках появился. Как раз перед тем, как на сайте министра энергетики был опубликован проект приказа «Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов». Согласно этому приказу,
государство будет регулировать только цены на бензин АИ-80, дизтопливо отпустят в «свободное плавание»
Возникший с начала лета и продолжающийся до сих пор дефицит на дизтопливо чиновники объясняют законами рынка. Дескать, спрос стал больше, есть неудовлетворенная дельта покупателей.
К примеру, в Шымкенте на многих АЗС вовсе нет солярки, а на крупных заправках автовладельцам продают этот вид топлива всего по 10 литров или же по талонам. Сапарбек Туякбаев, замакима Южно-Казахстанской области, объяснил это следующим образом:
«У нас ближайший сосед — Кыргызстан, там цены выросли, поэтому перекупщики активизировались. Хотят большие объемы. Мы попросили наших операторов в больших объемах не продавать, продавать на розничном рынке», — сказал заместитель акима ЮКО в интервью 24.kz.
Интересно, что спрос у жителей Кыргызстана вдруг возник только на дизель. И именно на продажу дизтоплива в ЮКО введены ограничения. С бензином такого не произошло.
Сейчас бензин в Казахстане действительно дешевле, чем у соседей. Например, в Кыргызстане АИ-92 стоит 36 сомов (175 тенге), АИ-80 — 31 (155 тенге), а дизельное топливо — 32 сома (160 тенге). Оптимизма у экспертов данное обстоятельство не вызывает. Скорее,
это служит косвенным подтверждением того, что нас ждет скачок цен. И виной всему слабый тенге
— Желая поддержать наших экспортеров слабым тенге, мы сталкиваемся с другой проблемой, возможным дефицитом бензина из-за ценовой разницы, — говорит Арман Байганов, экономист «Astana Best Consulting Group». — Любые диспропорции выходят боком для одной из сторон. Вот сейчас низкие цены на АЗС приводят к неконтролируемому перетоку нефтепродуктов в приграничные области соседних государств. Рано или поздно этот «нарыв», вызванный сдерживанием цен, прорвется и мы получим сначала дефицит ГСМ, а потом скачок цен на АЗС. Правительству придется повысить цены, чтобы невыгодно было скупать соседям. А это обратный виток инфляции.