Берик Мынжасар на страницах казахскоязычного информационно-аналитического сайта Serke.org задался непростым вопросом, почему Мухтар Тайжан, успешно сотрудничавший с чиновниками в составе комиссии по земельной реформе, вдруг резко изменился и занял непримиримую позицию. Теперь он против продажи земли и ее передачи в аренду иностранцам. Пока непонятно, почему так неожиданно изменился оппозиционер. Хотя трудно утверждать, что это окончательная его позиция — Тайжан и раннее не раз менял свою точку зрения.
Мухтар Тайжан, заявивший пару лет назад «окончательно ухожу из политики», нынешней весной резко увеличил свою политическую активность, примкнув к движению «Алаш жолы», выступившему с инициативой о проведении митингов протеста против внесения изменений (продажи земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность и передачи их в аренду иностранцам) в Земельный кодекс.
Однако вскоре он переметнулся в группу политической активной журналистки Гульжан Ергалиевой. Уже тогда
лидеры движения «Алаш жолы» высказали мнение, что Мухтар Тайжан «скользкий человек, выполняющий какое-то задание»
Действительно, спустя некоторое время их подозрения подтвердились — Мухтар Тайжан вошел в состав комиссии по земельной реформе, созданный по поручению Елбасы.
Когда несколько таких активистов движения «Алаш жолы», как Максат Нурыпбаев, Макс Бокаев, недовольные составом и статусом полномочий комиссии по земельной реформе, покинули заседание, Мухтар Тайжан заявил, что осознает особую важность создания комиссии и готов успешно работать в ее составе.
Он даже признал, что теперь нет никакой необходимости проводить митинги протеста, сравнив создание комиссии по земельной реформе с «открытыми дверьми». Он успокаивал народ, утверждая:
«…зачем стучать в дверь, когда она открыта? Нужно войти туда и высказать свое мнение. Нет необходимости стучать в дверь, срывать «стоп-кран, если она открыта».
На собраниях касательно земельного вопроса Мухтар Тайжан призывал не бояться «китайской угрозы».
— Я не считаю Китай агрессивной страной. Я не считаю китайцев агрессивным народом, у которых есть какие-то далеко идущие планы. Я думаю, что Китай ведет себя на мировой арене, как торговец. То есть если он что-то может нам предложить — он предлагает по принципу «купи-продай». Китай не действует насильно, не захватывает земли, — заявлял он.
Мухтар Тайжан даже высказывал мнение что частная собственность окажет благотворное влияние на развитие сельского хозяйства. Теперь же, изменив свое мнение, он вернулся к первоначальной принципиальной позиции движения «Алаш жолы» и заявляет: «Землю нельзя продавать и передавать в аренду иностранцам».
В чем причина подобных метаморфоз?
По поводу переменчивости позиции Мухтара Тайжана можно сделать только пару предположений.
Во-первых, за свою активную деятельность в составе комиссии по земельной реформе Мухтар Тайжан подвергся жесткой критике со стороны «радикальных патриотов» нации.
В его адрес даже прозвучали такие тяжкие обвинения, как «предатель национальных интересов», «Тайжан — китайский лоббист».
Особенно острой для Тайжана, кажется, была критика злых на язык журналистов Геройхана Кыстабаева и Гульжан Ергалиевой. Не выдержав такого натиска, он вернулся к своей первоначальной позиции
и теперь старается смыть с себя клеймо «изменника» и сохранить статус патриота нации.
Во-вторых, работа комиссии по земельной реформе близится к завершению. Через месяц-другой коллегиальный орган должен вынести свой окончательный вердикт.
Понятно, на завершающим заседании на голосование, скорее всего, будет выдвинуто два принципиальных вопроса — «Нужно ли продавать в частную собственность земли сельскохозяйственного назначения?» и «Нужно ли предоставлять земли в аренду иностранцам?».
Понятно, что уже сегодня большинство членов комиссии готовы дать утвердительный ответ на эти вопросы — почти все члены комиссии поддерживают изменения, вносимые в Земельный кодекс. Среди них есть и патриотически настроенные представители интеллигенции.
В подобных условиях такие патриоты как Тайжан, являющиеся членами комиссии, могут предстать в глазах общественности как люди, поддерживающие новый Земельный кодекс. Это обстоятельство, понятно, никак не будет красить «патриотов», вошедших в состав названной комиссии.