Суть спора проста — правительство Казахстана желает больших долей в прибылях от продаж углеводородов с месторождения Карачаганак. Иностранные партнеры по Карачаганаку отказываются увеличивать долю Казахстана.
Консорциум международных нефтяных компаний из Royal Dutch Shell, Eni и Chevron предложил оплатить 300 млн долларов, чтобы урегулировать спор с правительством Казахстана по поводу добычи на месторождении Карачаганак. Об этом Financial Times сообщили два источника, близкие к переговорному процессу.
Со своей стороны, министр энергетики Казахстана Бозумбаев сообщил Financial Times, что правительство Казахстана уже отклонило самое последнее предложение консорциума, и отказался комментировать версию в 300 млн долларов.
Издание отмечает, что
из семи баррелей добываемой нефти Казахстан получает не больше одного,
в связи с чем руководство страны изыскивает способы, чтобы увеличить свою долю участия в консорциуме.
Эта ситуация является самым последним примером того, как богатые нефтью страны выжимают по максимуму из индустрии, так как падение цен на нефть урезает их бюджеты. Казахстан переживает первое за последние 20 лет замедление экономического роста. Согласно прогнозов МВФ, дефицит бюджета в республике может составить 4%.
В своем годовом отчете за 2015 г. ЛУКойл, который также является участником консорциума, подсчитал, что
общая сумма, которую правительство требует с консорциума, составляет 1,6 миллиарда долларов США
Существующий спор вращается вокруг принципа расчета «индекса справедливости», который по Соглашению о разделе продукции между консорциумом и правительством РК от 1997 г. распределяет доли прибыли от реализации карачаганакских углеводородов. Формула распределения такова, что перед тем как направлять доходы напрямую правительству, инвесторы должны окупить свои инвестиции.
Г-н Бозумбаев сообщил, что весь вопрос в методике – что считать нефтью для компенсации затрат, а что считать прибыльной нефтью, и что у сторон разные подходы к интерпретации.
Министр добавил, что
правительство находится в поиске новой методики подсчета «индекса справедливости», по которому сможет получать больше прибылей,
а также получить компенсацию за упущенную прибыль прошлых лет. Министр подчеркивает, что вопрос совсем не в деньгах и не в прошлом, это спор о будущем.
Источник Financial Times, который близок к одному из акционеров консорциума, сообщил, что консорциум признал силу обоснований правительства, но решил вести переговоры до самой крайней точки, чтобы избежать создания впечатления, что правительство Казахстана смогло легко «построить» западных нефтяных гигантов, когда возникла нужда в наличности.
Предложение консорциума об урегулировании вопроса, которое было отвергнуто правительством РК, включало в себя новую методику расчета «индекса справедливости» на будущее и сумму в 300 миллионов долларов США в качестве компенсации за упущенную в прошлом прибыль.
Компании Shell и Eni, владеющие по 29,25% в проекте, Chevron (18%) и ЛУКйол (13,5%) отказались дать комментарии.
Это не первый раз, когда правительство Казахстана ведет переговоры с консорциумом: в 2010 г. правительство обвинило консорциум в уклонении от уплаты налогов, неправомочных финансовых практиках и нарушениях природоохранного законодательства. Спор сторон закончился тем, что правительство Казахстана в лице национальной компании КазМунайГаз приобрело 10% участия в проекте.
Газета пишет, что если стороны не договорятся, вопрос будет передан на рассмотрение международных органов арбитража. Один из источников издания, который владеет текущей информацией о ходе переговоров, сообщает, что
правительство намерено усилить давление на консорциум и даже готово провести «государственный аудит» проекта,
если стороны не договорятся. С другой стороны, правительство надеется, что консорциум получит одобрение своих акционеров вложить дополнительные 12 млрд долларов в проект увеличения добычи на Карачаганаке, чтобы в среднесрочной перспективе не допустить резкого падения уровня добычи. Такие инвестиции будут невозможны при таком споре.
Г-н Бозумбаев опровергает предположения, что правительство страны ищет способ увеличить свою долю участия в проекте и говорит, что нефть для компенсации инвестиций консорциума в карачаганакский проект уже добыта, теперь государство должно напрямую получать прибыльную нефть.