Нур-Султан
Сейчас
-1
Завтра
3
USD
430
+1.16
EUR
503
+2.73
RUB
5.42
-0.02

Нам нужен опыт Аргентины — Зейнулла Какимжанов

4577

Это государственная организация существующая наполовину от средств государственного бюджета , вторая часть бюджета формируется за счет доходов от услуг, оказываемых всем сельхозпредприятиям. ИНТА покрывает всю Аргентину где есть с/х производство сетью своих подразделений».

Вот каковы функции INTA;

  • трансферт всех новых технологий от науки до фермеров;
  • ведение культуры севооборота;
  • контроль за состоянием земель, почвы, проведение замеров почвы и влаги;
  • районирование культур и пород животных;
  • селекционная работа;
  • ветеринарный контроль и фитосанитарное обслуживание;
  • внедрение техники;
  • обучение и консультационное обслуживание предприятий как по вопросам сельского хозяйства, так и по вопросам бизнеса;
  • сертификация продукции;
  • выдача всех разрешительных документов.

Благодаря деятельности INTA

Аргентина создала самую эффективную систему сельского хозяйства, не основанную на государственных дотациях, так как денег на дотации и субсидии в «стране постоянных кризисов» просто нет

Но Аргентина стала видным игроком на мировом рынке по многим видам сельхозпродукции. Именно по тем, по которым у нас самый большой потенциал экспорта.

Отделения INTA существуют во всех территориальных единицах Аргентины, и они оказывают весь комплекс требуемых услуг для фермеров, перерабатывающих предприятий и обслуживающих предприятий.

Опыт INTA мы должны повторить и создать такую же национальную систему в Казахстане.

Чтобы повысить эффективность и скорость создания такого института, возможно и необходимо применить принципы государственно-частного партнерства. То есть привлечь в качестве партнера саму INTA для создания головной (материнской) организации. Региональные областные организации проводить с участием акиматов областей. Районные подразделения делать в партнерстве с частными компаниями, имеющими материальную базу и кадры.

В качестве первоочередной деятельности КазИНТА должны стать:

  • массовая ревизия всех земель на предмет использования;
  • обновление земельного кадастра в части уточнения балов бонитетов сельскохозяйственных земель и точного разделения участков земель по их статусу (пашни, пастбища, луга, целинные земли, неудобицы, земли, выбывшие с оборота);
  • проведение обследования качества используемых земель на предмет содержания вредных веществ (перенасыщенность пестицидами и удобрениями, заражённость микробами).

Следует акцентировать внимание, что

без такой работы любые меры по изъятию земель у недобросовестных землепользователей, передача в аренду или дальнейший выкуп, определение кадастровой стоимости земли, не будут объективными и всегда будут причиной споров, волнений, протестов

Указанные мероприятия по мониторингу использования земель и уточнению кадастра должны быть сделаны в первую очередь по неиспользуемым землям, землям запаса, землям, по которым государство проводит мероприятия по их изъятию. Эта может быть сделано в течение ближайших 3 лет.

Аргентина создала самую эффективную систему сельского хозяйства, не основанную на государственных дотациях

«Нынешние законы несовершенны»

«Параллельно с ведением работ по мониторингу земель необходимо завершить совершенствование земельного законодательства, — полагает Зейнулла Какимжанов. Это необходимо сделать в отношении:

  • правового определения неправильного использования земли, введения чётких критериев и параметров. Нынешние определения уязвимы. Например, “неиспользование в течение двух последних лет”. Достаточно просто провести вспашку, и это будет уже считаться использованием земли;
  • определение и законодательное закрепление справедливых, экономически обоснованных ставок аренды или выкупа земли и земельного налога. В настоящее время такие ставки не приводят в эффективному хозяйствованию. Следует ещё раз отметить:

без достоверного кадастра земли с точными баллами бонитетов невозможно установить экономически выверенные ставки аренды, выкупа и земельных налогов

  • следует усовершенствовать действующее налогообложение, которое не стимулирует укрупнение сельхозпредприятий. А укрупнение сельхозпредприятий – магистральное направление развития нашего сельского хозяйства;
  • внедрить законодательно нормы севооборота, нормы применения пестицидов, химикатов, минеральных удобрений, установить предельные нормы внесения химикатов в почву и применения средств защиты растений. Наша цель – сохранить и приумножить естественное плодородие почвы и не допустить масштабное отравление почвы, как это произошло в ряде стран мира;
  • установить и законодательно закрепить порядок водопользования и установить водосберегающие ставки за использованную воду, чтобы предотвратить нерациональное водопользование;
  • законодательно закрепить порядок перемещения скота для предотвращения переноса инфекций, восстановить скотопрогоны и установить законодательно порядок прогонов и перемещения скота.

«В долгом кризисе сельского хозяйства страны есть один огромный плюс»

«Мы должны понимать своё место на международном рынке продовольствия, — уверен Зейнулла Какимжанов. — Многолетний анализ ситуации на мировом рынке сельхозтоваров показывает, что самая главная ниша для нас — это продукция сельского хозяйства, выращенная в натуральных условиях и естественных циклах роста и воспроизводства, без масштабного применения пестицидов, гербицидов, средств химической защиты, минеральных удобрений и генномодифицированных семян.

В долгом кризисе сельского хозяйства страны, который тянется с последних советских пятилеток и продолжается до сих пор, есть один огромный плюс, который стал нашим неоспоримым преимуществом.

За последние 20-30 лет большие массивы сельскохозяйственных земель отдохнули от эксплуатации. Те земли, в которые раньше вносилось много минеральных удобрений, восстановились, химические элементы разложились, многие пастбища «ожили»

Однако, в последние 5-6 лет снова началось усиленное, бездумное, преступное применение пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений.

Масштабы нерационального опасного использования земель под указанными культурами нарастает. Особенно это касается южных областей страны, где стали масштабно применяться интенсивные методы использования земли, привнесённые от южных и восточных соседей. Кругом происходит скрытая субаренда земли, когда неспособные землепользователи часто передают пришлым «фермерам» земли для производства, а те их нещадно эксплуатируют.

ccfc5bdb50d8958cb1fe6d5e65bf9aac

Контрабандные китайские пестициды, запрещённые в Казахстане и России

Так же интенсивные методы ведения животноводства стали активно и повсеместно применяться нашими предприятиями. Эти методы основаны на использовании очень вредных для потребителей стимуляторов и гормонов роста, опасных пищевых добавок в корма. Это происходит в выращивании КРС, овец, свиней, кур. Такие препараты ввозятся нелегально из Китая.

Таким образом,

вредные для земель и для потребителей сверхинтенсивные аграрные методы производства стали широко распространяться в нашей стране. И делают это не иностранные инвесторы, это делают казахстанские землепользователи и сельхозпроизводители

Это реальная скрытая угроза как для будущего наших земель, так и для здоровья населения.

В тоже время такая продукция может попасть на экспорт, что будет подрывать имидж нашей страны на мировых рынках продовольствия. И если мы в ближайшие год-два не установим законодательно предельно допустимые нормы использование химических средств, то мы откроем двери для более масштабного загрязнения наших земель.

«Работу по контролю за интенсивным использованием земель, наличия вредных веществ в почве нельзя проводить только силами государственных учреждений — так как этих мощностей нет, велика вероятность неточных замеров  в силу потенциала коррупции. Но самое главное — нет квалификации.

Поэтому и предлагается партнером КазИНТА иметь авторитетную иностранную организацию, а региональные подразделения КазИНТА делать на принципах государственно-частного партнерства с добросовестными компаниями», — считает аграрий Зейнулла Какимжанов.

(Продолжение следует)

Как поднять сельское хозяйство Казахстана в ближайшие 20 лет?

Нужна ли частная собственность на земли сельхозназначения в Казахстане?

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter