28 июня 2016 года произошло важнейшее событие во внешней политике Казахстана — наша страна избрана непостоянным членом Совета безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) от Азиатско-Тихоокеанской группы государств на 2017-2018 годы. Кандидатуру Казахстана поддержали 138 государств из 193 государств-членов ООН, принявших участие в голосовании. Казахстан официально вступит в права непостоянного члена СБ ООН с 1 января 2017 года и будет осуществлять их до 31 декабря 2018 года.
Совет Безопасности ООН состоит из 15 государств, из которых 5 имеют статус постоянного члена. Это Россия, США, Китай, Великобритания и Франция. 10 оставшихся стран избираются сроком на два года каждый от 5 региональных групп. Казахстан сменит Малайзию в качестве представителя Азиатско-Тихоокеанской группы государств. О том, какие инициативы внесет Казахстан в СБ ООН, размышляет авторитетный казахстанский политолог Марат Шибутов.
Членство в Совете безопасности ООН — достаточно амбициозная задача, которую наша страна решает с 2013 года, — считает Шибутов. — Частично этой теме и посвящены последние визиты Нурсултана Назарбаева в ЕС и США.
Почему это для нас важно? Дело не в каком-либо престиже и желании «попиариться» в мировых СМИ. Проблема гораздо шире. Дело в том, что
Совет Безопасности уже многие годы испытывает кризис как легитимности, так и идей — с той поры, когда разные страны стали проводить свои военные операции без соответствующего мандата ООН
Сейчас, когда непонятно, останется ли мир однополярным или все-таки будет многополярным, важно вдохнуть новую жизнь в эту организацию, и свой небольшой вклад в это дело может внести Казахстан, тем самым делая для себя и вообще небольших стран мир более безопасным.
Мы в определенной степени уникальная страна, но в большинстве своем не по тем поводам, о которых трубят в большинстве казахстанских СМИ. Перечислим наши особенности и достижения:
Также надо в целом отметить, что
казахстанская внешняя политика на протяжении 25 лет всегда отличалась следованием букве и духу заключенных международных соглашений, пусть даже в ущерб своим краткосрочным экономическим интересам
Кроме того, Казахстан всегда старался выстраивать с другими странами перспективные долгосрочные отношения, ориентированные на взаимную пользу.
Помимо достижений самого Казахстана, надо сказать и о соблюдении представительства в выборе стран для представительства в Совбезе ООН. Если посмотреть список непостоянных членов Совета безопасности ООН, то выяснится, что помимо Украины, Литвы и Азербайджана, постсоветские страны, и особенно страны Центральной Азии, в его состав не попадали, что в принципе, является не очень справедливым. Ведь регион Центральная Азия является пусть и внутриконтинентальным, но одним из ключевых для безопасности на Евразийском континенте, где в последние годы опять наблюдается рост милитаризации и вооруженных конфликтов. Поэтому будет справедливо, что Казахстан будет представлять этот регион в Совете безопасности ООН, особенно учитывая, что конкурировавший с Казахстаном Таиланд уже туда избирался в 1985-1986 годах, а страны АСЕАН практически всегда есть в составе.
Теперь расскажем о тех предложениях, с которыми Казахстан баллотируется в Совет. В них входит четыре проблемы безопасности – продовольственная, водная, энергетическая и ядерная. По каждой из них Казахстан имеет собственные рекомендации, которые основаны на его опыте. Перечислим их:
У Казахстана есть успешный опыт восстановления северной части Аральского моря, которое из лужи с рассолом превратилось в водоем, где вылавливают в год 4 000 тонн рыбы
Реализация этих инициатив поможет улучшить, как я надеюсь, пусть ситуацию не в мире целом, но хотя бы в его отдельных регионах.
Важным является еще то, что Казахстан является, возможно, одним из самых идеальных кандидатов на представительство от ООН в решении украинского кризиса. Он не только пользуется доверием постоянных членов Совета безопасности ООН (три члена которого наложили и поддерживают санкции против остальных двух), но и прекрасно понимает проблемы такого постсоветского государства как Украина в силу близости культуры, истории и психологии элит.
Казахстан может тут многое. Имея мандат в ООН и организовав международный фонд помощи,
Казахстан может начать восстановление пострадавших от военных действий территории востока Украины, следить за выполнением Минских соглашений, ну и наконец, в крайнем случае, участвовать в миротворческой операции,
не отдавая приоритет ни одной из сторон конфликта.
В общем, выбор кандидатуры Казахстана — маленький шаг для ООН, но довольно большой для нашей страны, которая может реализовать хотя бы часть своих инициатив, многие из которых заслуживают внимания.