При продаже автомобиля россиянам казахстанцы столкнулись c новым видом аферы. Подробно механизм обмана описал наш соотечественник Султан Е., на днях он едва не лишился всех своих денег на банковской карте. Свои злоключения Султан описал на страничке в социальной сети.
«Дорогие друзья! — пишет несостоявшийся «лох», — сегодня чуть не стал потерпевшим в многоходовой афере!!!
Итак, на моё объявление о продаже авто в субботу 28 мая 2016 года вечером откликнулся покупатель — человек с российским номером. Представился Николаем. Он задал стандартный набор вопросов, после чего мы стали торговаться. Я скинул в цене, назвав окончательную сумму, после которой не уступлю ни копейки. «Николай» согласился: эта цена его устраивает. Он попросил снять моё объявление, сказав, что приедет сам 10 июня в Казахстан, и мы оформим сделку! Но это аж через 12 дней! Я ответил, что «ждать у моря погоды» не желаю и попросил задаток!
«Николай» согласился, что это очень разумно и попросил скинуть номер банковской карты, только обязательно «Халық банка» или «Сбербанка России» — туда он перечислит 500 000 тенге в качестве задатка
Это серьёзно! Я скинул через sms номер карты. Воскресенье прошло тихо, я уж заволновался, что «Коля» передумал, но в понедельник в 10:30 он позвонил. Вот наш разговор:
«Николай»: «Деньги поступили?»
Я: «Нет».
«Николай»: «Странно! Сейчас выясню!».
Вскоре второй звонок:
«Николай»: «Ну что там?».
Я: «Денег не вижу, может обрабатываются?!»
«Николай»: «ОК!»
Третий звонок:
«Николай»: «Ну что там? Пришло sms?»
Я открываю сообщения, вижу sms от банка с шестью цифрами. Говорю, что денег нет, есть просто «инфа» с банка, но это для меня.
«Николай»: «А что там написано?»
Я: «Это код какой-то…».
«Николай»: «Вот! Значит, надо подтвердить транзакцию!!! Диктуй код!»
И тут меня что-то меня насторожило… Отключаюсь. Сразу звонок от «Николая», я скидываю! Опять звонок, скидываю! Третий звонок, отвечаю: «Коля, я сейчас выясню, что это за код у банка, и перезвоню».
«Николай»: «Да, блин! Я и так полдня не могу отойти от компьютера, давай я пока подтверждение транзакции сделаю, а ты выясняй!»
Я: «Коля, я тебя знать не знаю и пока всё не выясню, ничего тебе не дам!»
Отключаюсь. Делаю скриншот сообщений, скидываю бухгалтеру, прошу выяснить, что это за цифры?!
Бухгалтер перезванивает через минуту: «Это код для активации или смены пароля в вашем личном кабинете интернет-банкинга!»
Вот такое «кидалово». Меня чуть не лишили моих сбережений на карте, а возможно и кредит смогли бы на меня повесить…», — заканчивает Султан.
Мы попросили прокомментировать ситуацию известного казахстанского юриста Жангельды Сулейманова. Вот что сказал эксперт:
— Ко мне каждый день обращаются обманутые мошенниками люди. Их дурят тысячами через интернет, через сомнительные электронные платёжные системы, через многочисленные мессенджеры… Дело в том, что
рынок электронных платежей растет невероятно быстро, но ещё быстрее растет количество интернет-махинаций
Поэтому мои советы будут предельно просты.
стопка купюр в руке надежней любой платёжной системы
Между прочим, и на страничке в Facebook Халық банка — «Халық Кеңесшісі» недавно появилось обращение ко всем пользователям по поводу как раз вот этой новой российской аферы. Там сказано следующее: