В алматинской детской библиотеке имени С. Бегалина перестали работать кружки детского творчества. Такая же ситуация во многих других городах. К нам в редакцию пришла Дина Смаилова – руководитель детского театра «Тансари». Того «Тансари», который знали не только в Алматы, но и во всем Казахстане. Это был действительно детский музыкальный театр, великолепное зрелище.
— Дина, расскажите о проблеме, с которой вы к нам пришли.
— Я написала открытое письмо президенту РК. В письме я изложила все проблемы детского творчества. Через ваш эфир пытаюсь донести их до общественности, до самого президента. Важно, чтобы об этом услышали и СМИ, и руководители крупных организаций.
— Давайте так скажем. У нас есть Министерство культуры и спорта, Министерство образования и науки. У нас есть городское управление и того, и другого. Что, мы все пойдем к президенту?! Лампочка в подъезде не горит, КСК плохо работает… Пойдем к президенту? Давайте опустимся на землю.
— Я не хочу на землю опускаться. Хочу именно до президента донести.
— Неужели это вас так допекло?
— Допекло. В творчестве работаю уже 15 лет. Я застала те времена, когда Сара Алпысовна Назарбаева делала большие творческие концерты. Вы, наверное, помните как журналист. Они проходили во Дворце Республики. Тогда объединяли очень большое количество детских коллективов. Никаких соревнований. Дети просто выступали и радовали нас творчеством. Коллективы имели возможность попасть в телевизионный эфир.
— Дина, у нас в Алматы есть дома детского творчества в каждом районе. Даже в каком-то районе их два.
— Согласна. Есть дома детского творчества, которые сидят на гособеспечении, где педагоги получают очень маленькие зарплату и не имеют такого стимула, как мы. «Тансари» называют коммерческим коллективам.
— Вам можно зарабатывать деньги?
— Мы не зарабатываем. Мы просто окупаемся. Это не прибыльная работа. Многие об этом знают. Если я получу прибыль, я ее потрачу на детей — пойду на студию, оплачу песню, куплю костюмы детям, у которых нет возможностей. Я вложу деньги в детей, которые поедут за границу на конкурсы.
— Хорошо. А другие коллективы, подобные вашему?
— Они хотят так работать, но у них нет возможности. В 2008 году к власти в Алматы приходит Есимов Ахметжан Смагулович. И у него указ запретить аренду в школах. Это не распространяется на творческие коллективы.
— Это было решение или постановление акима?
— Было какое-то собрание школьных директоров, где аким сказал – запрещаем сдавать в аренду школьные помещения. Я понимаю, если бы школа сдавала под магазин или под булочную. Она же не предоставляла аренду просто для театра «Тансари», очень много танцевальных коллективов размещались по школам.
— И они сейчас канули в Лету?
— Канули. Большинство, кто сидел на школьной аренде, вынуждены были закрыться.
— Я вас сейчас слушаю и вспоминаю, отсчитываю назад. Давно не видел такой сборной солянки, детских концертов, как раньше были.
— И не увидите. Это очень сложно организовать. Для этого нужны большие помещения.
— Так идите в акимат! Там новый аким. А вы сразу к президенту…
— Акимат в курсе наших проблем. Мы выступали с открытым письмом, оно до сих пор висит в интернете. Нас поддержали многие фонды, опубликовали это письмо, СМИ опубликовали. Дошло до акимата, до депутатов. К нам даже приезжала депутатская группа с «Нур Отан». Мы из шести залов перекочевали в один. И как я буду ставить мюзикл с детьми?
— Дина, все понятно. Мы можем жаловаться до бесконечности. Но пора подвести какую-то платформу под вашу проблему. Итак. На сегодняшний день в самом большом городе Казахстана, по словам Дины Смаиловой, рушится детское творчество. Дина предлагает…
— Я предлагаю создать депутатскую группу, которая услышит наши проблемы и начнет работу на законодательном уровне. Потому что закон не предусматривает поддержку таких коллективов, как наш.
Видеоверсию смотреть здесь.