В Узбекистане арестовали Тохира Жалилова – генерального директора автомобильного завода GM Uzbekistan. По разным данным правоохранительные органы располагают информацией о фактах нарушения руководством автоконцерна валютного и таможенного законодательства. Для мошеннических схем продажи автомобилей были использованы южные регионы Казахстана.
Первый сигнал поступил 4 февраля 2016 года, когда в СМИ появилась информация о приостановке работы автомобильного завода в городе Асаке Андижанской области. Остановить столь крупное предприятие в Узбекистане — дело непростое. Автогигант производит в настоящее время 8 моделей машин для внутреннего рынка и на экспорт. В год — 230 тысяч автомобилей. Десятки тысяч людей стоят в очереди за автомобилями, оплатив при этом заранее 85% стоимости.
Информационная служба компании «Узавтосаноат» прокомментировала эти события так: «Остановка производства связана с ежегодной плановой профилактикой, а также с проведением последних пусконаладочных работ конвейера по новому проекту Т250 (Aveo)».
Но об истинных причинах приостановки завода знали только прокуратура и служба национальной безопасности. Только на днях стали известны истинные причины остановки завода:
«Правоохранительные органы Узбекистана арестовали генерального директора GM Uzbekistan Тохиржона Жалилова и еще 10 сотрудников компании, включая сына Жалилова и его заместителя. В настоящее время Жалилов помещен в СИЗО Службы национальной безопасности Узбекистана», — сообщило «Радио Свобода» 5 мая со ссылкой на собственный источник в компании.
«Комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности СП GM Uzbekistan началась в Узбекистане по фактам многочисленных нарушений законодательства», — пишет российская ИА REGNUM, ссылаясь на источник в правоохранительных органах республики.
Если верить сообщениям СМИ, то глава и сотрудники GM Uzbekistan находятся под арестом с 1 мая, но правоохранительные органы Узбекистана официальных комментариев по факту задержания не дают.
По данным узбекской службы радио «Свобода»,
Жалилова и его приближенных обвиняют в незаконных схемах реэкспорта автомобилей Ravon: в России и Казахстане автомобили производства GM Uzbekistan стоят в два раза дешевле, чем в самом Узбекистане
Предположительно, этим пользовалась группа во главе с Жалиловым. Они отгоняли часть предназначенных для экспорта в Россию автомобилей в отстойник в казахстанский Шымкент, затем эти машины завозились обратно в Узбекистан и перепродавались по более высокой цене. Прибыль участники группы делили между собой.
В России и Казахстане «Ravon Gentra» (бывший Chevrolet Lacetti) продается за $6500, в Узбекистане за такую же машину просили $12600. Другая популярная марка, «Ravon Cobalt», стоила соответственно $6000 и $12000. Количество реэкспортных машин исчислялось тысячами. Несколько сот готовившихся к продаже машин конфискованы в Андижане, где находится сам завод.
В сентябре 2015 года сайт Podrobno.uz сообщил со ссылкой на Ассоциацию Казахстанского автобизнеса, что автомашины Nexia и Gentra совместного предприятия GM Uzbekistan вошли в ТОП-10 самых продаваемых машин в Казахстане за сентябрь.
«Прирост продаж GM Uzbekistan (поставляются под брендом Daewoo) по сравнению с августом составил 115,6%. В целом за январь-сентябрь 2015 года на казахстанском рынке было продано 2585 (-64,57%) автомобилей, тогда как в прошлом году данный показатель составил 7296 единиц. В сентябре было продано 526 авто Асакинского завода», — говорится в информации.
GM Uzbekistan, ставший преемником UzDaewooAuto, был создан компаниями General Motors и «Узавтосаноат» в марте 2008 года. Предприятие, в котором американской стороне принадлежат 25% акций, а узбекской — 75%, Тохир Жалилов возглавляет с 2010 года. До этого он являлся представителем UzDaewoo в России и руководителем предприятия «УзАвтоРус».
На сегодняшний день арест главы GM Uzbekistan и его заместителей — самая обсуждаемая новость в соцсетях, все ждут информацию о ходе расследования. Это пока самое крупное коррупционное дело этого года, скорее всего расследование по делу GM Uzbekistan выйдет за рамки Узбекистана.
В самом Узбекистане руководство автопрома и автосалоны придумали свое ноу-хау по реализации автомобилей GM Uzbekistan населению. Создается искусственный дефицит и очереди. Покупатели вносят предоплату за машину в размере 85% от стоимости авто и ждут от 3 до 12 месяцев. Автопредприятие и дилерские сети эти деньги прокручивают за это время, а когда подходит срок, выдают машину «счастливому владельцу». Если за это время цена на авто поднимется, то покупатель доплачивает эту сумму. Те, кто не хочет ждать очереди, могут, заплатив определенную сумму в долларах в конверте, приобрести машину сразу же. Размер этой «дополнительной услуги»-взятки зависит от модели автомобиля.
Последний раз цены на автомобили GM Uzbekistan в декабре 2015 года выросли на 30%. Некоторые посетившие столичные автосалоны пользователи соцсетей написали на своих страницах о том, что цены на марки автомобилей Malibu, Cobalt и Lacetti подорожали от 37 до 45 процентов.
Для компании GM Uzbekistan внутри страны были созданы протекционистские райские условия. Импорт иномарок облагался пошлиной при ввозе от 50% до 100%, по такой же наценке автолюбители могли приобрести иностранное авто в салонах внутри страны. Привилегией пользовались только российские и украинские автомобили. Для них размер пошлины составлял 20% от стоимости автомобиля.
В Россию и Казахстан автомобили GM Uzbekistan с конца 2015 года поставляются под маркой Ravon (до этого их продавали под брендом Daewoo и Chevrolet). Для внутреннего узбекского рынка они предлагаются под маркой Chevrolet.
После ввода европейских санкций в отношении России продажи GM Uzbekistan в этой стране катастрофически упали. По статистике 2015 года, продажи узбекских автомобилей в России упали на 47 процентов. В ноябре было продано всего 1,634 тысяч автомобилей узбекского производства. По сравнению с ноябрем 2014 года показатель снизился на 13,2 процентов, по другим данным 17%.
«Всего с января 2015 года было реализовано 18,753 тысяч машин, в то время как за аналогичный период прошлого года эта цифра составила более 35 тысяч авто», — сообщается в пресс-релизе Ассоциации Европейского бизнеса.