«Учащихся казахских школ начали открыто оскорблять на весь мир, указывая на их неграмотность по сравнению со сверстниками из неказахских школ… Нам кажется, что за всей этой сомнительной кампанией стоит наш главный педагог Сагадиев», пишет журналист портала Abai.kz.
Повод для таких неоднозначных выводов и обвинений — результаты исследования уровня образования в казахскоязычных и русскоязычных школах страны. Вот что пишет автор статьи Нургельды Абдиганиулы:
«Согласно результатам совместного исследования Всемирного банка и организации PISA (Programme for International Student Assessment, PISA), опубликованным еще в феврале 2016 года, казахстанские школьники оказались вдвое неграмотнее по сравнению с российскими. PISA проводила исследование в среднеобразовательных учреждениях по всему миру и вычислила коэффициенты уровня образования школьников до 15 лет.
Если в школах по всему миру количество неграмотных детей школьного возраста до 15 лет составляет в среднем 58 процентов, то в Казахстане этот показатель составил 55%. Именно таков процент казахстанских детей, посещающих школу, но не обладающих базовым образованием.
Далее в исследовании PISA сравнили казахские и русские школы в Казахстане.
«В Казахстане школьники получают образование на двух языках: на казахском языке — государственном и на русском — языке межнационального общения. Основная проблема казахстанской системы образования — этнолингвистический фактор. И этот фактор будет способствовать дальнейшему отдалению по уровню грамотности одного языка образования от другого», — говорится в отчете.
В отчете сделано смелое заявление о том, что
уровень знания учеников казахскоязычных школ отстает на два года от русскоязычного образования
Однако стоить отметить, что PISA не уточняет, на каких данных основаны результаты этого исследования…
В начале 90-х, когда казахстанцы начали массово отдавать своих детей в казахские школы, русскоязычными СМИ было раздуто общественное мнение о том, что «в казахскоязычных школах низкий уровень образования». Последующие реформы в сфере образования пошли на поводу, позиция власти к этому вопросу под давлением СМИ сменилась. Так, в стране сильно усилилась база русскоязычных школ, а казахскоязычные школы так и не смогли подняться на хороший уровень… Дети в некоторых казахскоязычных школах вынуждены учиться в три смены до сих пор. Это тоже не способствует росту уровня образования. Самое поразительное, что каждый новый глава министерства образования и науки сразу начинает свои реформы и эксперименты, однако ни один министр не обращает внимания на материальную базу казахских школ…
…Учащихся казахских школ начали открыто оскорблять на весь мир, указывая на их неграмотность по сравнению со сверстниками из неказахских… Нам кажется, что за всей этой сомнительной кампанией стоит наш главный педагог Сагадиев», — делает неоднозначный вывод автор статьи.