Депутаты маслихата Алматы, узнав результаты проверки зоопарка Алматы предложили: «Давайте его полиции передадим на попечение, ведь звери там будто наказание отбывают…».
— Пора не в Управление сельского хозяйства, а в МВД передать ваш зоопарк, как в место отбывания наказания этих зверей. Там тощие звери, аж смотреть жалко, не то что детей водить, — предложил в своем выступлении депутат алматинского городского маслихата Барыс Жапаров.
Как выяснилось, проблемы в Алматинском зоопарке не решаются из года в год, несмотря на то, что известно о них было очень давно. Это и слабая работа
ветеринарной службы, и устаревшая вольерная инфраструктура, и непродуманная кадровая политика.
— С октября 2015 по апрель 2016 года уволено 62 сотрудника. Выборочный опрос уволенных установил ряд фактов принуждения к увольнению, что станет поводом отдельного разбирательства, — отметил в докладе, подготовленном рабочей группой депутатов, заместитель председатель Алматинского городского филиала партии «Нұр Отан» Станислав Канкуров.
Среди проблем также были отмечены отсутствие механизмов контроля кормления животных, присвоение части кормов сотрудниками зоопарка, отсутствие системы учета молодняка и до сих пор незавершенная работа по электронному учету животных (чипирование).
Большая часть вопросов на заседании рабочей группы депутатов городского маслихата по проблемам Алматинского зоопарка была адресована директору Канату Каримову.
На вопрос Бигельды Габдуллина о текучке кадров Канат Каримов сообщил, что часть сотрудников ушла по достижению пенсионного возраста, некоторые уволились по собственному желанию, а кого-то пришлось и попросить.
— Часть работников была уволена, скажем так, по моей инициативе. Они, наверное, должны быть благодарны мне за то, что ушли по собственному желанию и к ним не были приняты меры более жесткого характера. К примеру, в январе в 2015 году были закуплены турникеты. По договору между зоопарком и ТОО «Техносфера» в нарушение закона «О государственных закупках» было поставлено требование о 80 процентах предоплаты, что и было сделано. Да, турникеты были поставлены, но это была просто груда металла, без компьютерной программы и оснащения. Мне пришлось первым делом быстро наладить систему электронного билетирования, практически заново пришлось эти турникеты восстанавливать, закупать программу и налаживать работу. По закону, а здесь комиссия присутствует по борьбе с коррупцией,
меня может быть и упрекнут: почему я не предоставил материалы дела в антикоррупционное агентство? Вот так, по-человечески подошел,
понимая, что это судьбы человеческие, — пояснил директор Алматинского зоопарка Канат Каримов.
Аналогичным образом, пожалев по-человечески, Канат Сарсенович не стал передавать в антикоррупционное ведомство материалы и по другому вопиющему факту. По его словам, после проведения ремонтно-строительных работ на территории зоопарка всплыли финансовые нарушения, допущенные при бурении скважины. На это было выделено 26 миллионов тенге, хотя сделать это было можно в два с половиной раза дешевле.
— Зоопарку потом пришлось выделять средства из заработанного, чтобы подключить скважину к работе. Много таких вопросов есть по внутренней работе предприятия. Я просто не захотел, по-человечески пожалел этих людей. Не стал поднимать сыр-бор, понимая, что с момента, как я приступил к исполнению обязанностей директора, за предприятие отвечаю я. Все равно будут говорить: «Вот зоопарк, произошло там хищение, обнаружены нарушения». А кто директор? А директор Каримов. Не будут же говорить, что предыдущие директора виноваты. Вот ряд таких моментов есть, — объяснил директор зоопарка.
В докладе директора Алматинского зоопарка о том, каким образом он намерен исправлять сложившуюся ситуацию, прозвучало немало шагов, которые он намерен предпринять в самое ближайшее время. Однако, как показалось депутатам городского маслихата, в них не хватало конкретики.
— Из доклада директора зоопарка я не понял, как они собираются исправлять ситуацию. Зоопарк сегодня — это больной организм. Причем больной очень тяжело. Любой врач и пациент знают, что прежде чем лечить болезнь, надо провести диагностику и выяснить причины, почему так происходило. И здесь так же. Тут комплексно надо подходить. Сформировать коллектив из добровольцев, спонсоров и так далее, кому небезразлична судьба зоопарка. Грамотно надо к этой проблеме подойти, с тем, чтобы по крайней мере на уровне даже вашей концепции и программы, которую вы строите на ближайшие несколько лет, появилась уверенность: «Да, теперь мы можем быть спокойны за будущее зоопарка». То, что общественность и бизнесмены помогают, это здорово. Но надо все это в правильное русло направить, — отметил Барыс Жапаров.
Говорили депутаты и о нелегко складывающемся сотрудничестве Алматинского зоопарка и Попечительского совета «Социального фонда помощи Алматинскому зоопарку», возглавляемому бизнесменом Раимбеком Баталовым.
— Даже если вы построите еще 10 павильонов, дела у вас не пойдут. Пока вы с Раимбеком Анваровичем не наладите элементарные азы управленческих решений, у вас дела не пойдут. Надо решать три базовые позиции управленческих решений. 1-я — экономические решения, которые должны привести к эффективной работе зоологического парка. Бизнес-проекты в зоологическом парке можно сделать, воплотить и поднять доходную часть вашего бюджета. 2-я позиция, и самая главная, это ветеринарно-лечебная часть. Вы можете построить еще 20 вольеров, но пока у вас не будет специалистов, у вас не будет улучшений. Будет также уменьшение видовой численности, уменьшение количества животных. Ну и третье — это люди. Те самые 273 человека. Пока вы с ними не разберетесь, пока не поднимите, не сделаете им нормальную зарплату, опять у вас работы не будет. Будут хищения, недовложения, недокормка, — сказал депутат Болат Садыков.
По словам председателя Попечительского совета «Социального фонда помощи Алматинскому зоопарку» бизнесмена Раимбека Баталова, его предложения все реже находят отклик в администрации зоосада. Желание целого ряда меценатов на безвозмездной основе вложить немалые средства в реконструкцию любимого места отдыха горожан, в помощь в лечении животных и улучшение условий их содержания, чаще всего воспринимается как попытка захвата зоопарка и вместо конструктивного сотрудничества выливается в тихое противостояние.
— Говорят, что я хочу приватизировать зоопарк. Невозможно это сделать. Я хочу, чтобы зоопарк был открытым, общественным. Я надеюсь на то, что мы перейдем на какой-то конструктив. Что с тигрицей? Почему мы должны это скрывать? Если есть проблема, то надо говорить об этом открыто. Если создан консилиум, то надо говорить, что за консилиум, кто в него входит, как все происходит. Вот замдиректора зоопарка сидит. Он уже много лет работает, за ветчасть отвечает. Ну, говорили: «70-80 процентов, что тигрица выздоровеет». А что произошло?
Сейчас по белому медведю говорим: «Он пошел на улучшение!». Взяли анализы, не взяли… Непонятно
Мы со стороны фонда тоже дали свои предложения. Давайте мы пригласим нужного специалиста. Но эта инициатива должна идти непосредственно со стороны зоопарка. Мы не можем бегать и говорить: «Дайте нам что-нибудь сделать, дайте нам что-нибудь…». Это, честно говоря, надоело, — говорит Раимбек Баталов.
При этом бизнесмен в очередной раз отметил, что говоря о сотрудничестве Попечительского совета фонда и Алматинского зоопарка, речь не идет о полной передаче его в управление бизнесменам.
— Что касается государственно-частного партнерства, хочу пояснить еще раз. Не стоит задачи забрать зоопарк в управление. Мы просто в течение трех лет сталкиваемся с проблемой того, что в формате государственного коммунального предприятия очень много ограничений: тендеры, непрозрачность и прочее. Мы просто хотим, чтобы все было прозрачно и открыто. Мы не говорим о законе «О государственно-частном партнерстве», но говорим о принципе государственно-частного партнерства. Только благодаря этому мы сможем сделать и реконструкцию зоопарка, и сделать зоопарк, отвечающий всем правилам содержания животных с точки зрения всех международных стандартов, — отметил Баталов.
По результатам заседания рабочей группы по проблемам Алматинского зоопарка участниками было принято решение в ближайшее время обсудить все сказанное и выработать порядок и сроки решения существующих вопросов.
Тем временем главные герои этого дня, директор Алматинского зоопарка Канат Каримов и председатель Попечительского совета «Социального фонда помощи Алматинскому зоопарку» Раимбек Баталов, поделились со СМИ своими впечатлениями от прошедшего совещания.
— Состоялся открытый диалог. Каждый сделал свои выводы. В том числе были замечания и фонду. Но мы четко пояснили, что за каждую копейку в фонде я лично отвечаю. Коллеги — меценаты, которые перечисляли средства, получают полный отчет о том, что все средства потрачены на те вопросы, которые мы определили по реконструкции. У них к фонду никаких претензий нет. Что касается проблем сотрудничества фонда с зоопарком, есть определенные моменты, связанные с содержанием животных, с ветеринарной политикой, с кормлением и так далее. Здесь очень много вопросов, мы со своей стороны даем рекомендации. Где-то в этих моментах у нас возникли некие разногласия, которые, я надеюсь, мы устраним, — сказал Раимбек Баталов.
Директор Алматинского зоопарка Канат Каримов видит перспективы возможного сотрудничества под другим углом и, судя по всему, не очень верит в его перспективы.
— У меня, например, никаких претензий к фонду нет. Возможно, есть у фонда претензии ко мне. Какие новые предложения? В январе мы написали письмо в фонд, когда составляли рационы животных. Для наших приматов в год нужно порядка 100 литров сока натурального. Я написал письмо Раимбеку Анваровичу Баталову: «Просим вас оказать спонсорскую помощь и выделить на год 100 литров сока». Вот ответ какой? Сегодня я соки покупаю. Имеется ввиду, что мы объявили государственные закупки. Конкретной спонсорской помощи так и не поступило. Поэтому кто и за кем бегает — это вопрос. Говорить можно сегодня о многом. О том же белом медведе, у которого якобы проблемы со здоровьем. Сегодня мы переписку ведем с ветеринаром из Великобритании, который готов приехать, сделать диагностику и, возможно, лечение провести. Стоимость на сегодня ориентировочно 15,5 тысяч евро. Я готов сегодня же написать письмо директору частного фонда содействия Алматинскому зоопарку с просьбой выделить эти финансовые средства для диагностики состояния белого медведя, — сказал Канат Каримов.
По его словам, сообщения фонда о том, что его сотрудниками для реконструкции ряда вольеров привлечены средства меценатов – не верны.
— Что такое государственно-частное партнерство? Это когда инвестор должен сказать: «Я готов вложить 100, 200, 500 миллионов тенге на данное предприятие». Есть ТОО «Технодом», которое напрямую, не через фонд, финансирует сегодня реконструкцию аквариума. 55 миллионов они выделили. Часть работ ведется работниками зоопарка, — добавил Каримов. — Я хочу услышать конкретную цифру: «Я готов вложить вот столько…». Сегодня был разговор о слоновнике. Его строительство обойдется по моим подсчетам от 500 миллионов до миллиарда тенге. Если он (Баталов – прим. ред.) сегодня скажет: «Я готов вложить в строительство слоновника вот эту сумму», — тогда я понимаю — это государственно-частное партнерство.
Скептически высказался директор и о мастер-плане реконструкции зоопарка, который в ближайшее время на градостроительном совете собирается представить фонд Баталова.
— Разговор идет: «Мастер-план, мастер-план…». Впервые я услышал о нем в апреле 2015 года. Сейчас май 2016-го. Просто заплатите деньги и привезите мастер-план. Обещали в феврале, в марте, в апреле. Теперь уже в июне. Мастер-план — это в принципе большой объем работы. Но для архитектора, который имеет целое бюро — это достаточный срок, в который он должен был уже все сдать. С октября 9-й месяц пошел. Уже ребенок должен родиться, а не мастер-план, — сказал Канат Каримов.
Вероятнее всего, прошедшая встреча рабочей группы по проблемам Алматинского зоопарка не станет последней. Впереди еще масса вопросов, которые предстоит решить. В их числе и те, о которых редакция 365info.kz уже писала ранее. Это и необоснованно завышенные цены на приобретение кормов для животных и чрезмерно раздутый, не эффективно работающий штат Алматинского зоопарка, на чем ежегодно «теряются» сотни тысяч, а то и миллионы долларов, и ряд других проблем, еще три года назад обозначенных в докладе французских аудиторов, проводивших проверку в зоопарке по заказу акимата Алматы. К сожалению, результаты этого аудита не попали к членам рабочей группы по проблемам Алматинского зоопарка. Возможно, доклад просто утерян?