Езда по улицам мегаполиса заставляет водителя позабыть правила — видимо, именно поэтому из 12-ти журналистов с серьезным водительским опытом сдать практический экзамен на права смогли только 3 человека. 9 человек заезд провалили.
25 апреля алматинским СМИ несказанно повезло: благодаря ДВД Алматы мы смогли не только посмотреть всю подноготную так называемого автоЦОНа, но и испытать автоматизированный автодром на себе.
Результат ошеломил даже полицейских: из 12 смельчаков с «правами», решивших еще разок проверить свои водительские способности в тестовом режиме, 9 экзамен провалили, не проехав и одной трети дистанции. Некоторые получили тестовый «неуд» даже по два раза.
Ошибки, допущенные при сдаче экзамена, почти у всех были одинаковые: неверная остановка перед «стоп-линией», неправильный поворот, несвоевременное включение поворотников при маневрах. Все единогласно сошлись во мнении:
езда по автодрому кардинально отличается от езды по городу,
что, конечно же, никого не оправдывает.
Я «не сдала» экзамен по вождению дважды! Мандраж был таким, что 13,5 лет безаварийного и бесштрафного стажа за рулем по городу с бешеным ритмом жизни показались цветочками. Последний раз я так переживала, когда в институте в 2001 году сдавала госэкзамен по истории Казахстана. Даже при получении первого водительского удостоверения в декабре 2002 года сдача экзамена по вождению была гораздо менее нервозатратной.
Автодром буквально утыкан разными знаками, стоп-линиями, специальными датчиками, на которые чуть что, сразу реагирует робот внутри спецавтомобиля. Времени, чтобы подумать, куда свернуть и что включить, 1-2 секунды. Первый раз я замечталась и повернула на «улочку», предназначенную для грузового транспорта, за что «робот-экзаменатор» грозно меня дисквалифицировал.
Попытка реабилитации перед собой также не увенчалась успехом — дважды не вписавшись в узкие повороты, я плотно застряла на парковке задним ходом в гараж, где проторчала на 60 штрафных баллов.
В общем, система сдачи практического экзамена по вождению в СпецЦОНе хоть и проста, но для отдельных персонажей миссия оказывается невыполнимой: кандидат на получение водительского удостоверения, набравший 100 штрафных очков, получает «неуд» и идет готовиться к повторной сдаче практики на 8-й день после поражения.
По словам заместителя начальника экзаменационно-регистрационного отдела управления административной полиции Алматы Нурлана Аманбекова, при сдаче теоретического и практического экзаменов каждому кандидату дается три попытки через каждые 8 дней. Если все они провалены, курсанта отправляют доучиваться. А потом он приходит снова.
На сдачу теоретического экзамена, состоящего из 40 вопросов, дается 40 минут. 32 правильных ответа — и кандидат получает «зачет».
Дальше его ждет полоса препятствий на автодроме. На наших глазах две девушки, впервые получавшие водительские «права», успешно сдали практику и пошли ждать выдачи заветного удостоверения. И таких, по данным управления административной полиции Алматы, в 2015 году было более 11 тысяч человек.
Первое, что я сказала нашему гиду по автоЦОНу Нурлану Аманбекову после своего двойного фиаско на автодроме: надо давать возможность испытуемым хотя бы пару раз проехать в тестовом режиме, чтобы понять, что к чему.
— На оказание услуги по выдаче водительского удостоверения одному человеку по закону предусмотрено 2 часа — от получения талона очередности до получения уже непосредственно водительского удостоверения, — прокомментировал нам ситуацию Нурлан Аманбеков. — У нас просто не предусмотрено лишнего времени на изучение автодрома в тестовом режиме.
В эти два часа, как мы поняли, входит не только очередь на оплату госпошлины за получение водительского удостоверения, но и медицинский осмотр прямо на месте, 40-минутная сдача теоретического экзамена, а также «вождение». И судя по тому, что все эти этапы госуслуги проходят под пристальным вниманием видеокамер в онлайн режиме, ни у кого из потенциальных водителей нет возможности «соскочить» на этапе хирурга или психиатра, затем списать или подглядеть в интернете правильные ответы на теоретические вопросы, а затем на «авось» прокатиться на автодроме.
В Казахстане слишком долго обсуждали коррупцию при выдаче разрешительных документов, годы ушли на разработку специальных программ для минимизации человеческого фактора. СпецЦОН в Алматы работает с 2013 года.
Хотели, чтобы экзамены по вождению принимали беспристрастные роботы, не реагирующие на «Ой, забыл!», «Ой, простите, исправлюсь»?
Чтобы все было по-честному? На-те!
Полицейские, которые тестировали журналистов по вождению, нашли объяснение нашему фиаско: новички сдают на «права», только отучившись в автошколах, у них свежи в памяти «покатушки» по учебным автодромам, потому им и было легче пройти такую, казалось бы, неприступную полосу препятствий.
Кажется, такая стратегия себя оправдывает. По данным управления административной полиции Алматы,
в 2015 году в Алматы было совершено 693 ДТП, в которых только 14 виновников имели водительский стаж менее года