Финансовый рынок Казахстана с настороженностью встретил обновление состава правления Казкоммерцбанка, о котором было объявлено 14 апреля. На фоне завершения интеграции с БТА назначение новых управляющих директоров банка Миржана Каракулова, Мурата Сулейменова и Аскара Дарменова вызвало у экспертного сообщества вопросы, связанные как с операционной деятельностью банка, так и с функционалом новых членов команды. Постараемся разобраться, что стояло за перестановками в правлении.
События такого масштаба всегда анализируются экспертным сообществом с особой тщательностью, особенно когда речь заходит об одном из лидеров рынка.
Обычно лидеры рынка не меняют управленцев командами
Поэтому запланированная ротация, как объяснил перестановку сам Казком, приводит к тому, что эксперты видят за этим нечто большее, например, какие-то проблемы операционного характера, а журналисты – возможную сенсацию. Банк начал привлекать внимание общественности еще в 2015 году, когда от оперативного управления финансовым институтом отошли основатели Нуржан Субханбердин и Нина Жусупова. Появление новой команды «распалило» интерес общественности к одному из системообразующих банков республики. Поэтому сообщество пристально следит, как новая структура управления будет поддерживать потребности акционеров и способствовать укреплению бизнес-модели и стратегии банка на фоне фактической санации БТА-банка, на спасение которого правительство уже потратило примерно $8 миллиардов.
Банки по-разному и в разное время начинают готовиться к кризису. В кулуарах эксперты рынка намекают на то, что
посредством ротации топ-менеджмента Казком начал подготовку к возможному ухудшению экономической ситуации
в стране. Об этом свидетельствует бэкграунд новых лиц, пришедших в банк. Миржан Каракулов работал в ФНБ «Самрук-Казына» в наиболее сложный период глобального экономического кризиса в 2008-2009 годы. Мурат Сулейменов работал в Нацбанке РК начальником управления активами золотовалютных резервов и Нацфонда. В момент наибольших колебаний национальной валюты в 2014-2015 годах именно золотовалютные активы Казахстана позволили финансовому регулятору стабилизировать курс тенге. Аскар Дарменов в течение 10 лет работал в органах национальной безопасности и во внутреннем аудите. На фоне того, что просроченная задолженность по банковским кредитам в Казахстане на конец февраля 2016 года составила 991,6 млрд тенге, его назначение не выглядит неуместным.
Как следует из отчетности, Казком подготовился к очередному финансовому кризису. Банк внимательно следит за качеством активов и ротацией команды. Заложен резерв, создана «подушка» безопасности.
Объем ликвидных активов банка составляет в эквиваленте порядка 2,5 млрд долларов США. Это один из самых высоких показателей в стране
Это больше, чем весь объем внешних обязательств банка, который составляет порядка 2 млрд долларов США с графиком погашений до 2022 года. Коэффициент достаточности собственного капитала при нормативе 10,0% составляет 12,9%.
«Не стоит забывать о том, что в 2008 г. именно Казкоммерцбанк был выбран правительством РК в качестве стратегического партнера для реализации системных мер по поддержке реального сектора экономики. Это показывает и степень доверия к финансовому институту со стороны государства, и свидетельствует о том, что банк остается одним из ведущих финансовых институтов страны», — отмечает член Совета директоров Казкоммерцбанка Серик Аханов.
Вопрос ротации, по мнению экономиста Жараса Ахметова, является нормальной практикой в банковской среде. Будь то обычные сотрудники либо состав совета директоров.
«Когда приходит новый акционер, в его власти или по его видению состав команды может быть частично изменен», говорит казахстанский экономист.
«Не стоит также забывать, что Казкоммерцбанк является крупнейшим розничным банком с самой крупной рыночной долей по депозитам, который стремится к усилению своей лидирующей позиции на рынке финансовых услуг страны. Его активы на 30 сентября 2015 года составили 4 409 млрд тенге. Поэтому не думаю, что обновление команды на фоне слияния с БТА должно как-то отразиться на деятельности, это скорее страховка от турбулентности в экономике», — отметил экономист Олжас Худайбергенов.
«Я думаю,
перестановки вызваны сменой собственника и предыдущее руководство выполняло транзитную функцию передачи управления Банком
Когда транзит закончился, старое руководство, выполнив свою функцию, передало управлению другим», делится своим мнением экономист Галим Хусаинов.
Также надо понимать, что банки, как очень прагматичные финансовые институты, всегда стремятся к оптимизации расходов.
«Стратегия интеграции двух банков позволяет существенно сократить расходы и усилить контроль за рисками. Несмотря на процесс интеграции, стабильное положение Казкома сохраняется, а дополнительным фактором, нивелирующим сопутствующий процессу слияния стресс, является то, что одним из участников «Казкоммерцбанка» является государство в лице ФНБ «Самрук-Казына», — отмечает Олжас Худайбергенов.
Мировая практика показывает, что
банки со стабильным, редко ротируемым составом совета директоров во времена кризиса в среднем несут более серьезные потери
Ротация управленческого состава позволяет лучше приспосабливаться к изменяющейся реальности и служит хорошим сигналом зарубежным инвесторам. Вновь назначенные директора больше склонны к всестороннему анализу ситуации и не полагаются сугубо на собственные суждения. Поэтому общие решения получаются более взвешенными и обоснованными. Ротация приводит к тому, что в корпоративном управлении не устанавливается доминирование одного лидера, решения принимаются коллегиально, что обеспечивает так необходимую в кризисные времена взвешенность решений.
При ротации в Казкоме расчет явно делается на активное участие новых директоров в разработке обновленной стратегии. Как наиболее крупный розничный банк, Казком неизбежно должен сосредоточиться на улучшении клиентского опыта, если он хочет сохранить и упрочить свою клиентскую базу. Более молодые и агрессивные игроки явно стремятся использовать кризис для передела рынка и наращивания доли в уменьшающемся пироге. Будучи наиболее стабильным игроком на рынке, Казкоммерцбанк должен предложить новый уровень сервиса и удобства своим клиентам, чтобы и дальше сохранять лидирующие позиции.
Это подтверждается словами временно исполняющего председателя правления банка Адиля Батырбекова «Мы считаем, что сервис всегда должен быть хорошим, и на это направлена вся программа развития нашей сети. Казкому предстоит большой путь, в плане сервиса действительно есть что улучшать».