Недавно в социальных сетях отшумела тема репертуарной политики театров, теперь этот вопрос будут решать в Министерстве культуры и физкультуры. Ну, натурально, создаётся главрепертком! Обозрела всю прессу по этой теме. Министр культуры и главные режиссеры крупных театров много и непоследовательно высказались. Заметим, все инициативы Министерства культуры настолько сомнительны, что немедленно вызывают бурные протесты со сварами.
Подмяв моих комедий глыбы,
Главрепертком сидит, Гандурин.
А вы ноктюрн сыграть смогли бы
На этой треснувшей бандуре?
В. Маяковский
Вот один из аргументов: в региональных театрах, зависимых от местных бюджетов, происходит давление акиматов и проталкивание маловысокохудожественных пьес для постановок. Если создали целое управление при департаменте по делам культуры и искусства, значит, дело зашло далеко.
Злоупотребляющие своим положением чиновники не лезут, как Нерон, играть все главные роли
в подведомственных им областных или районных театрах оперы и балета. Это не наш казахский модус вивенди, наш – это найти в своей родословной батыра, хана или акына с баксы и заказать апологетическую пьесу. Государственные деятели могут даже открыть у себя дар Дюрренматта или Шоу и сами написать пьесу. Чествованием своих предков (или своим творчеством) могут, как пишут в прессе, злоупотреблять и директора театров, ведь это еще и денежный вопрос.
Возможно, они хотели бы прославить себя и свои подвиги, но опасаются реакции общества, которое непременно станет обидно хихикать, поэтому зуд тщеславия удовлетворяют с помощью предков, явных или мифических, поскольку это дело нормативное, социально одобряемое.
Второй, противоположный аргумент. Министр сказал, что в репертуаре театров мало местных авторов, особенно это касается русских театров. Один из режиссеров обеспокоился, что будут пробивать местечковые пьесы, и даже предложил: «Пусть спускают по два спектакля по заказу».
И в самом деле, может, это для того и делается, чтобы как-то организовать и сам процесс, и финансовые потоки? Под видом высоко-высокохудожественного навязывать театрам собственное творчество и творчество так называемых аффилированных лиц? Не забывая про авторские отчисления и гонорары и не говоря уже о славе и почестях. Это не я сказала, этого опасаются режиссеры театров.
И вообще, как они собираются управлять репертуарной политикой? Как Фурцева и Демичев? То есть залитовать имеющиеся или вынашиваемые пьесы, а после совершать повивальные акты приемки новорождённых драм? Или они составят список настоятельно рекомендуемых зрелищ?
Министр культуры уже изготовил список фильмов, «позорящих» Казахстан. Вероятно, возникнет чёрный список пьес, чернящих объективную реальность
На основании чего будут выведены чёткие критерии художественности и актуальности? Будет ли всё это сколько-нибудь прозрачным? Сакраментальное: а судьи кто? Реальность такова, что ни министр культуры, ни некий «совет», в который войдут некие депутаты и общественные деятели, не являются авторитетами. Составили себе такую репутацию, что если они «против колхозов, то я – за!».
Если имеется инстанция, которая что-то тащит и что-то не пущает, это непременно спровоцирует «четыре миллиона доносов». Уже было.
Какой-то проходимец под влиянием весеннего обострения или нутряного придуризма накрыл платком скульптуру девушки с сосцами
И министр, как флюгер, высказался: «Председатель союза художников Астаны дал объективную оценку, что это художественное произведение. Но, тем не менее, мы страна, которая имеет свои традиции. И то, что в народе вызывает какое-то возмущение, мы должны учесть. Мы обязаны учесть».
Наш министр благоразумно не берет на себя оценку того, что является «художественным произведением». Он, как водится, переводит стрелки ответственности, прикрываясь священными мантрами народности. Где он народ увидел?
Нетрудно предвидеть, что
настанут времена, когда одного оскорбит вид распятия в оперной постановке, другого – само наличие этого распятия на сцене, третий возбудится на неглиже балетных артистов, четвёртый узрит разврат в…
А чёрт его знает, где ещё. Мало ли что может прийти в голову моралистов, ханжей или сумасшедших? Как тут не вспомнить ильф-петровскую гувернантку, которая никогда не выходила на улицу, потому что там можно встретить мужчин. Мужчины — это неприлично! И когда ей говорили, что они одетые, отвечала: а под одеждой они всё равно голые! Вы меня не собьёте!
Дух захватывает от этой перспективы. «Мы страна с традициями», будем учитывать глас «народа»? Только стоит ли подменять народ патологически активными савонарылами.
Нет никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков, сказала как-то Маргарет Тэтчер. Чиновники распоряжаются бюджетными средствами, деньгами налогоплательщиков, то есть и моими в том числе. А я не хочу централизации репертуарной политики театров. Я не верю в то, что они смогут это сделать прилично.
И вы меня не собьёте!