Год тому назад 365info.kz пожелал в материале «Когда в жизни есть только «Казком». Боливар не выдержал двоих…» доброго пути крупнейшему банку нашей страны, сравнив его с конем из рассказа классика, которому было не по силам снести двух уставших всадников.
Речь тогда шла о смещении с руководящих постов ветеранов «Казкоммерцбанка» — Нуржана Субханбердина, тогдашнего председателя Совета директоров, крупного акционера, и Нины Жусуповой, возглавлявшей его правление. Такой кадровый «дуплет» предпринял упомянутый Совет 31 марта 2015 года на своем заседании, по итогам которого кресло председателя занял Марк Хольцман. Кстати, появился он в составе этой руководящей структуры в ранге независимого директора относительно недавно – 19 января 2015 года – в результате внеочередного общего собрания акционеров банка. Тогда же членом Совета были избран и Кенес Ракишев в качестве представителя интересов акционеров. К этому моменту он более года занимал пост председателя Совета директоров «БТА Банка». Тогда же было объявлено, что в рамках интеграции «Казкома» с «БТА» г-на Ракишев станет новым крупным акционером первого из банков. В кресло же г-жи Жусуповой пересел Магжан Ауэзов, работавший одновременно и в «Казкоме» под ее руководством, и в «БТА Банке» в качестве его председателя правления, подчиняясь там г-ну Ракишеву.
Примечательно, что до того момента
мало кто ожидал такого поворота в судьбе «Казкома»
Ведь поначалу казалось, что г-ну Ракишеву отводится лишь роль «белого рыцаря» в спасении безнадежного «БТА Банка» после того, как президент Казахстана потребовал покончить с присутствием государства в капитале национализированных банков. В результате этого мощного «пина» дело пошло быстрыми темпами – ФНБ «Самрук-Казына» в конце 2013 года заключил договоренность с консорциумом «Казкома» и г-на Ракишева о приобретении ими в равных долях «БТА Банка». Затем покупатели намеревались присоединить «БТА Банк» к «Казкому». О завершении этой сделки было объявлено 4 июля 2014 года.
А дальше начался новый этап в судьбе уже «Казкома». 26 декабря 2014 года одновременно прошло внеочередное общее собрание его акционеров и аналогичное мероприятие «БТА Банка», на которых получила «добро» целевая модель их интеграции с последующим выводом последнего из банковской системы путем сдачи лицензии и деконсолидации его из отчетности «Казкома». В последний день того года – 31 декабря – Совет директоров «Казкома» принимает решение о размещении его простых акций и предложил акционерам банка воспользоваться правом их преимущественной покупки. На тот момент г-н Ракишев не значился среди крупных акционеров «Казкома». Ими выступали АО «Центрально-Азиатская инвестиционная компания» с долей в капитале 27,71%, Нуржан Субханбердин (22,20% напрямую и 53,70% с учетом акций, принадлежавших ему косвенно через «ЦАИК»), АО «Alnair Capital Holding» (33,43%), ФНБ «Самрук-Казына» (12,77%). Заметим, что тогда структура собственности банка была не вполне прозрачной, поскольку не было ничего известно о «конечных» владельцах «Alnair».
Но уже через три недели — 19 января 2015 года, как упоминалось выше, внеочередное собрание акционеров «Казкома» избрало г-д Ракишева и Хольцмана членами Совета директоров банка. На тот момент компанию им в этой руководящей структуре составили г-н Субханбердин, г-жа Жусупова, Аршаг Восгиморукиан в качестве акционеров и их представителей наряду с г-ном Хольцманом и Сериком Ахановым, возглавлявшим Ассоциацию финансистов Казахстана. Затем 3 марта прошлого года ситуация начала проясняться после того, как г-н Ракишев приобрел крупный пакет акций «Казкома» и получил долю в 16,02% в его капитале, тогда как последний выкупил у своего нового крупного акционера акции «БТА Банка». И, хотя г-н Субханбердин оставался на тот момент крупнейшим акционером «Казкома», контролируя прямо и косвенно долю в 45,09%,
после исторического заседания Совета директоров 31 марта стало ясно, что в банке уверенно метет новая «метла»,
а контроль над ним неизбежно перейдет к новому владельцу.
Дальше уже было, как говорится, дело техники. 4 мая 2015 года банк сообщил о покупке г-ном Ракишевым еще 7,22% акций у г-на Субханбердина. В тот же день ветеран «Казкома» по собственному желанию покинул Совет директоров банка, хотя и оставался его крупным акционером. 3 июля становится известно о продаже им г-ну Ракишеву еще 2,61% акций, а 5 августа – 2,82%. К этому моменту доля г-на Ракишева в капитале «Казкома» поднялась до 28,67%. А 7 августа банк сообщил, что г-н Ракишев готовится стать владельцем его контрольного пакета акций через сделку с инвестиционной группой «Альнаир», передающей ему контроль над АО «Alnair Capital Holding», владевшей 28,08% акций «Казкома». О завершении этой сделки банк сообщил 29 декабря прошлого года. В итоге доля акций под прямым и косвенным контролем г-на Ракишева увеличилась до 56,75%. У г-на Субханбердина оставалось общая доля в 26,28%, при этом напрямую ему принадлежало лишь 5,99% акций, тогда как у «ЦАИК» было 23,27%, у ФНБ «Самрук-Казына» — 10,72%.
И вот
в минувшую среду, 20 апреля 2016 года, стало известно о триумфальном завершении этой исторической операции по смене контроля над крупнейшим банком страны
Своим официальным пресс-релизом «Казком» уведомил, что г-н Ракишев достиг предварительного соглашения с г-ном Субханбердиным и «ЦАИК» о выкупе принадлежащих им простых акций банка. В рамках этого соглашения новый владелец «Казкома» приобрел у «ЦАИК» 115,5 млн. простых акций, в результате чего его прямая доля увеличилась с 28,67% до 43,15%. С учетом же акций, принадлежащих г-ну Ракишеву косвенно через АО «Qazaq Financial Group», общая доля в капитале «Казкома», контролируемая им, составила 71,23%. А до конца третьего квартала этого года она еще вырастет примерно до 86% за счет выкупа у г-на Субханбердина и «ЦАИК» оставшихся у них акций банка.
Напомним читателям, что в материале «Ракишеву отведена особая роль руководством Казахстана», опубликованном на «365info» в начале августа 2015 года, такой исход дела рассматривался как весьма вероятный. Ведь уже тогда становилось ясным, что в конечном итоге г-ну Субханбердину придется расстаться со всеми принадлежащими ему акциями. Но
в итоге у «Казкома» после многих лет неясности и пересудов по поводу его истинных владельцев появилась вполне прозрачная структура собственности
с одним контролирующим его акционером. И, хотя некоторые ветераны банка ропщут в социальных сетях, что после столь радикальной встряски осталось только поменять название банка и поставить точку в истории «Казкома», на самом деле, похоже, она только начинается, если иметь ввиду новые требования XXI века, предъявляемые к современному высокотехнологичному банкингу.