В знаменитых лабораториях французского города Страсбург работает семья ученых из Казахстана. Олжас Ибрайкулов обучается по программе докторантуры в сфере солнечной энергетики, а его супруга Асель Мусабекова работает вместе с лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине. Олжас и Асель работают над уникальными проектами, которые в будущем могут принести пользу стране.
Олжас каждый день приезжает на работу на велосипеде. Несмотря на то, что проезд в общественном транспорте недорогой, он выбирает два колеса:
— В черте города, как правило, люди в основном передвигаются на велосипедах. Это очень удобно! Во Франции, как и везде в Европе, есть все условия для велотранспорта. Каждое утро я отвожу свою дочку в детский сад и отправляюсь на работу в лабораторию — это примерно 20-25 минут езды.
Четыре года тому назад французская компания Total E&P Kazakhstan заключила меморандум с «Назарбаев университет» о сотрудничестве в области солнечной энергетики. В рамках программы было решено отправить студентов-докторантов на обучение в лабораторию органических фотоэлементов «iCube» при университете Страсбурга, ключевую во Франции в области солнечной энергетики.
Вопреки нашим ожиданиям, интерьер знаменитой лаборатории располагает к неспешному труду в комфортных, приближенных к домашним условиях.
— В первый раз, когда приехал сюда, меня поразило, как эффективно организован научный процесс, — рассказывает нам Олжас. — Нет ничего лишнего, ученый занимается только своей работой. Мне сразу бросилось в глаза отношение к людям в академической среде. Оно на очень высоком уровне, здесь присутствует доверие и дает очень хорошую мотивацию в работе. Ведь человеческий фактор играет в науке далеко не последнюю роль.
Как получилось, что Олжас оказался в Европе?
— Я работаю младшим научным сотрудником при лаборатории солнечной энергетики в «Назарбаев университет», хотел продвинуться в своих исследованиях дальше, — объясняет молодой ученый. — На эти деньги можно было пригласить иностранного ученого, но мы убедили руководство университета, что намного эффективнее обучить свои национальные кадры. Так вместе с коллегой Дамиром мы нечаянно стали первопроходцами в модели Split PhD, по которой можно проводить исследование на базе и иностранного, и своего университетов.
Открыв шкаф, Олжас осторожно извлекает небольшую коробку с солнечными батареями, на которые нанесены полимерные материалы — предмет его исследований.
— Если кратко, мой проект заключается в улучшении параметров и характеристик солнечных батарей. На данный момент главными источниками энергии в Казахстане являются уголь и нефтепродукты. Но рано или поздно эти ресурсы закончатся. Тогда придется обратиться к возобновляемым источникам энергии — ветровой или солнечной, гидроэнергетике. На мой взгляд, в Казахстане самое перспективное направление — солнечное, ведь солнце — неиссякаемый источник энергии, оно светит на большей территории Казахстана чуть ли не круглый год.
— Это перчаточная камера с инертной (азотной) атмосферой, где отсутствуют кислород и водяные пары. Так как органические материалы очень чувствительны к кислороду и влаге, необходимо работать в условиях инертной атмосферы. Я использую новые полимерные материалы и тестирую их на солнечных батареях, транзисторах и других устройствах. Получаю уровень мобильности заряда, кинетику рекомбинации зарядов и наблюдаю, насколько мой проводник хороший.
— Для того, чтобы использовать повсеместно солнечные модули, вначале надо решить вопросы с экономическими факторами и проблему низкой эффективности солнечных батарей. Моя задача — максимально понять механизм работы полимерных солнечных батарей, какие лимитирующие факторы есть или наоборот отсутствуют, чтобы понять, есть ли шанс развить дальше эффективность батарей.
— Преимущества органической технологии в том, что она легкая, дешевая, безопасная и может покрывать большие площади. Также органические фотоэлементы отличаются от своих кремниевых сверстников тем, что они гибкие. К примеру,
в будущем можно будет нанести батареи на обычные футболки и зарядить сотовый телефон
Это возможно, надо только прийти к этому.
— Сейчас мой проект связан больше с физикой, но по образованию и в душе я до сих пор остаюсь химиком, — смеется Олжас. — Так получилось, что пришлось уйти немного в сторону. Вся работа ведется для того, чтобы в будущем коммерческие модули солнечных батарей стали эффективней и дешевле. При нынешних ценах на энергоносители далеко не каждому по карману покрыть крышу своего дома солнечными батареями. Квадратный метр модулей стоит порядка 250$, это без аккумуляторов и дополнительного оборудования. К примеру, американец тратит на домашнюю установку в среднем около $20 тысяч. Возможность в будущем производить солнечные модули в промышленных масштабах по невысокой цене — актуальная тема для всего мирового научного сообщества.
— С момента основания Назарбаев университет прошло всего несколько лет. Строительство лаборатории солнечной энергетики у нас в Казахстане все еще продолжается. Поэтому важным аспектом нашей программы обучения является то, что мы с Дамиром участвуем в оснащении нашей родной исследовательской лаборатории в Астане. Когда вернемся в Казахстан, будем проводить дальнейшие исслеования уже на нашей лабораторной базе.
В ходе работы он понемногу рассказывает о себе:
— Я из простой рабочей семьи, из Тараза. Еще в школе интересовался точными науками: химией, физикой, математикой. И если был отличником — это не моя заслуга. Во-первых, мама сделала все возможное, чтобы я получил достойное образование. Отдельную и немаловажную роль в становлении меня как личности сыграли учителя Жамбылского казахско-турецкого лицея. Также одну из самых главных ролей в формировании моего мировоззрения сыграл дедушка с маминой стороны. В тот год, когда я родился, он вышел на пенсию и все свое время посвятил мне. Будучи старшим внуком, я много времени проводил в окружении дедушки с бабушкой.
Всем моим достижениям и успехам дедушка, как человек военный, радовался очень сдержанно, но первым
Что связь поколений очень важна в жизни человека, я начал понимать только сейчас.
— Когда закончил школу с золотой медалью, встал выбор — что дальше? Решил поступать в КБТУ на специальность «Химическая технология нефти, газа и угля». Я был молод и поддался моде, выбрал перспективную специальность. После третьего курса произошел перелом в сознании. Я проходил практику на заводах ассистентом инженера на разных установках и понял, что это не моя дорога. Работа, которую я делаю, помимо заработанных денег, должна мне нравиться и приносить моральное удовлетворение. А еще приносить пользу людям, пусть даже в будущем.
— После осознания я начал поиски себя, решив все-таки закончить учебу. Меня начали интересовать нанотехнологии. Проснулся интерес изучить что-то другое, новое, но в то же время было желание заниматься углубленно химией. Мое внимание привлекла возобновляемая энергетика. Потом я прочитал работы профессора из Токийского технологического университета, где одним из его проектов было изучение нановолокон в солнечных батареях.
— Связался с международным офисом Токийского технологического университета, прошел пять интервью и получил приглашение от университета на двухгодичную магистратуру. Далее получил грант программы «Болашак» для самостоятельно поступивших. Несмотря на сложность обучения, два года пролетели быстро. После окончания магистратуры приехал домой, чтобы добросовестно отдать долг родине. Так я оказался в Астане, в «Назарбаев университет». Первый месяц работал техником-лаборантом в подготовительной школе университета. А через месяц перешел в лабораторию солнечной энергетики, которая только открылась. Тем не менее, я дальше помогал студентам проводить лабораторные работы. У меня есть свойство характера, что когда изучаю и познаю новое, то стремлюсь делиться с другими. Во-первых, сам лучше начинаю понимать то, что узнал и при этом наполняю знаниями других.
Олжас знакомит нас со своей семьей, гостеприимно раскрывая двери дома.
— Со своей женой Аселей я познакомился в «Назарбаев университет». У нас была молодёжная тусовка сотрудников, все примерно одного возраста. В итоге, за четыре года все переженились и повыходили замуж друг за друга. Это очень хорошо, когда супруги одного типа мышления и среды. Мы обсуждаем свои проекты друг с другом, советуемся, подаем идеи. И дочка больше всего любит книжки и рисует на научных статьях.
Аселя готовит ужин и успевает попутно рассказать о том, как
приехав в Страсбург в качестве домохозяйки, она стала стипендиатом французской образовательной программы
— Олжас начал проходить докторантуру в Страсбурге, у нас родилась дочь. Когда она чуть подросла, мы приехали сюда. Я человек общительный, и мне очень сложно долго сидеть дома. Как оказалось, во Франции одна из лучших систем детских садов, яслей и вообще трепетное отношение к детям. Посоветовались с Олжасом, я написала в пару лабораторий о том, что я просто хочу работать. Можно и бесплатно, просто для опыта. Но мне повезло. После пяти тщательных интервью меня приняли на программу докторантуры, полностью оплачиваемую Францией.
Теперь я работаю в лаборатории иммунологии и вирусологии насекомых при институте молекулярной и клеточной биологии Страсбурга. Здесь, наверно, нужно отдельно сказать об отношении к молодым работающим мамам, к беременным сотрудницам: это стремление всячески помочь и нескрываемое уважение. Вообще, такое ощущение, что
вся страна поставила своей главной задачей охрану материнства и детства. В такой системе женщине не нужно откладывать материнство из-за карьеры
или наоборот. Конечно, это может только мотивировать.
— Мама у меня по образованию и призванию учитель, папа — энергетик, большую часть отдал жизни развитию Экибастузских ГРЭС, продолжает рассказ Асель. — Мои родители строго воспитывали нас в плане учебы. В доме был культ учебы и книг. Училась в простой средней школе Экибастуза. Так получилось, что
в восьмом классе за четверть у меня вышла тройка по биологии. Это была катастрофа, которую вынесли на семейный совет
Вскоре родители нашли учителя по биологии — Марию Кирилловну Батура. Она стала усиленно заниматься со мной. У ней в кабинете был другой мир с настоящим садом. Она рассказывала мне об ученых, о своем кумире — Леонардо да Винчи как о людях особой касты. Мария Кирилловна привила понимание того, что надо стремится к знаниям с вдохновением. Так я захотела узнать о биологии больше и так увлеклась, что уже через год участвовала в олимпиадах и написала научный проект.
— Мы до сих пор с ней общаемся, она внимательно следит за моим развитием и радуется за меня. Мария Кирилловна задала такой высокий стандарт знаний, что я до сих пор отчитываюсь перед ней. Когда звоню, обязательно должны быть для нее какие-то успехи. Для меня — эта неслучайная встреча. Для ребенка очень важно, чтобы он встретил своего учителя.
— Мне было 17 лет, совсем щегол, когда после школы я уехала в Англию по программе «Болашак», — смеется Аселя и продолжает: — училась в университете Йорка по специальности «генетика». Мама очень переживала, папа был горд, что я получила Президентскую стипендию. Они сказали, что ехать или нет, решать я буду сама, а они поддержат в любом случае.
Вернувшись домой после окончания учебы, долго не могла найти работу. За год до окончании «Болашака» мой папа умер от рака легких, так не успел побывать на выпускном. По этой причине я стала работать по проектам, имеющим отношение к онкологии и иммунологии. У меня было сильнейшее желание сделать специализацию по медицинской генетике и работать в больнице. Но врачи отнеслись с пренебрежением: «Ты вообще биолог, тем более бакалавр, твоя помощь не нужна». Хотя я владела методами исследований, которых у нас тогда еще не было. Целых полгода получала отказы. Было обидно до слез.
— Осенью 2010 году открыл свои двери Назарбаев университет, я прошла собеседование на ассистента преподавателя. Первые месяцы наша команда из 15 человек занималась оснащением учебных лабораторий, которые создавались с нуля. Через полгода стали налаживать работу со студентами. В 2011 мы начали задумываться о проектах, я стала работать под руководством замечательного профессора Кена Алибека, иммунолога – онколога над проектом по созданию вакцины против группы герпес-вирусов.
— Когда начала работать со студентами, у меня появилось огромное желание делиться с ними знаниями. Хотелось еще больше работать ради них. К примеру, подошли ко мне студентки-первокурсницы с просьбой присоединиться к нашему проекту. Я дала им статьи на английском языке по 12 страниц. Это сложный биологический язык, надо день разбираться, чтобы понять. А они подходят через час со словами, что все прочитали и поняли. Вот такие в «Назарбаев университет» потрясающие ученики!
Когда видишь таких студентов, понимаешь, какой у нашей страны сильнейший интеллектуальный потенциал
Самое главное — не здание, не оборудование, а именно человеческие ресурсы. Науку делают люди.
На следующее утро Аселя получила разрешение на посещение лаборатории и повела нас к себе на работу.
— Это мое рабочее место. Половина работы выполняется на компьютере. Наш стереотип об ученых — лаборатории, большая машина, которая должна шуметь, все в белых халатах, устарел. Сейчас наука такова, что те моменты, которые раньше делались вручную, сейчас выполняются на компьютере. И так получается, что это важная часть работы, которую нужно учиться делать. Кроме того, чтобы вызвать интерес к науке, нас учат умению презентовать проект. Французские ученые обязаны сделать так, чтобы важность их темы поняла общественность. Потому что они используют бюджетные деньги и ощущают обязанность отчитываться перед народом.
— Во Франции человек не пойдет в науку из-за денег. Даже через 20 лет работы можно остаться на той же самой зарплате, но поднимается репутация и авторитет.
Здесь от работы получают удовольствие. Это и есть основная мотивация
Есть уважение к главному ресурсу — ко времени ученого, к его идеям. Абсолютно ничего не отвлекает от проекта, за счет этого высокая мотивация.
— Важно не подгонять ученого, не требовать сиюминутного результата и мгновенной коммерциализации. Если мы говорим о фундаментальной науке — это чистой воды исследовательский интерес. Задача учёного — понять, как это работает.
— В начале у меня было идеалистическое представление: я спасу весь мир. Потом, когда я начала изучать проблему, поняла, что в науке нужно работать годы и годы, чтобы чего-то добиться. Переделывать эксперимент по 40 раз — и каждый раз можно сталкиваться с тем, что что-то не работает. Мне нравится, что процесс получения результатов тщательно регулируется. Мой профессор Жан-Люк Имлер держит высокий стандарт проверки данных. В итоге мы получаем качественные исследования, результатам которых можно доверять.
— Моя задача — найти новые белки в организме мухи, способные распознавать вирусы. Муха дрозофила – не только исторически важный объект, но и экономически выгодное решение для исследований. Например, чтобы получить следующее поколение мышей, понадобится несколько недель и много средств. В случае с мухами обновление происходит через 10 дней. Чтобы содержать млекопитающих, нужно больше места и соблюдать высокую степень стерильности, которая очень дорого обходится. Механизмы борьбы с вирусами в организме человека и мухи удивительно похожи.
— В одной маленькой комнатушке помещается тысячи мух. И для работы с ними нужен обыкновенный световой микроскоп, который есть в любой лаборатории. Чтобы проводить серьезные исследования, не нужно затрачивать огромных средств. И это перспективное направление для казахстанских учёных-биологов, когда мы не можем себе позволить тратить огромные деньги на науку. Планирование дешевых, но эффективных экспериментов должно быть в приоритете. Увы,
в нашей стране чувствуется пренебрежение к простым моделям. К сожалению, гранты могут быть получены за громкие названия исследований. Однако в последние годы ситуация начинает изменяться к лучшему
— Когда я приступила к исследованиям, то узнала, что в этой лаборатории трудится знаменитый французский ученый Жюль Хоффманн, получивший Нобелевскую премию за исследование активации врожденного иммунитета в организме мухи.
— Когда я только приступила к работе, профессор Хоффманн с женой Даниелой пригласили нашу семью на традиционный День Лука — это осенняя посадка тюльпанов в саду. Накрыли стол и очень тепло встретили.
Он тогда сказал, что мог бы зарабатывать на одних лекциях миллионы, но зачем ему столько денег, если дети сами зарабатывают и есть где жить?
В общем, он больше за идею, за правдивость науки. Очень простой, но высокого душевного уровня человек, настоящий интеллигент.
— Однажды профессор Хоффманн подошел ко мне с просьбой научить его одному методу, который я начала использовать, — рассказывает восхищенно Асель. — Я так удивилась, что нобелевский лауреат, который более 50 лет в науке, не стесняется учиться у студента. Наверно, это и есть настоящий ученый.
— В мире существует инфекции, о которых мы ничего не знаем, — рассказывает профессор. — Вирусы постоянно мутируют, мы не можем им препятствовать. В чем ценность изучения иммунологии?
До 19 века продолжительность жизни была в среднем 25-30 лет. Затем появились антибиотики, гигиена и вакцины. Эти три открытия способствовали тому, что сейчас люди живут дольше
Это вклад иммунологии. Последние 25 лет мы начали работать с генетическим кодом, сделали огромный прогресс в новых методах. Сейчас биология — одна из быстроразвивающихся наук. И пока есть молодые люди, которые хотят по-новому организовать научный процесс, биология будет еще больше развиваться.
— В науке важно понять, что один в поле не воин. Одна лаборатория не в состоянии продвинуться, если нет связи с другими странами. Речь идет не о конкуренции, а о сотрудничестве. К примеру, есть лаборатории в Калифорнии и Китае, и если они занимаются одним направлением, то должны сотрудничать. В биологии настолько много методов изучения одной и той же темы, что легче соединиться, досконально изучить вопрос и опубликоваться вместе. Большие гранты даются только в том случае, если у лаборатории есть партнеры. Казахстанская наука молода, поэтому чтобы не стоять на месте просто необходимо налаживать сотрудничество с другими лабораториями.
— Однажды на реке Или я увидела, как муравьи шли линейкой по одному и тому же узору. Я смотрела сверху и понимала, что каждый муравей прекрасно знает, что делает. У него есть что-то, что заставляет двигаться именно так. Или, к примеру, паук, который двигается по одному и тому же маршруту каждый год. Во всех живых существах заложена информация, которая позволяет поступать именно так, как нужно. Мы много знаем, но наши знания еще ничтожно малы по сравнению с бесконечной красотой всего живого!
— Биология — очень красивая наука. Вы только представьте — все, что живет на земле, начиная с вирусов, вся информация хранится в коде из четырех букв! Я поражаюсь красоте этого. На первый взгляд, это всего лишь буквы, но в них строение тела, цвет кожи и глаз, все процессы кодируются этим кодом! Я думаю, любой биолог задумывается, как идеально создано все в природе.
Увлеченно рассказывая о своей работе, Олжас и Асель не забывают о Казахстане:
— Мы уже достаточно наездились, осталось немного доучиться и пора возвращаться и приносить пользу дома; в науке, в преподавании, возможно, в медицине — там, где сможем быть максимально полезны. Для того, чтобы изменить что-то к лучшему, нужно начинать сначала — со школьного образования. Поэтому
мы не исключаем, что по приезду домой можем работать школьными учителями, чтобы максимально повлиять на формирование научного мышления у детей
Если мы поймём, что будем нужны на этой стезе, то никаких проблем и препятствий нет. Главное — конечная цель. Нашей стране нужны дети, способные критически мыслить, думать своей головой. Думающий человек сможет отделить чёрное от белого, плохое от хорошего. Именно они, люди вне серой массы, будут движущей силой развития нашей страны.
Фотографии Олега Битнера
Выражаем благодарность за содействие в работе над материалом спонсору перелета, авиакомпании «Аir Astana»