После отмены санкций главной задачей нефтяной политики Тегерана стало возвращение своих позиций на мировом рынке. Необходимые для этого финансовые и технологические ресурсы он намерен получить от иностранных инвесторов. С этой целью властями Ирана разработан проект интегрированного нефтяного контракта (IPC).
Сразу после достижения соглашений об отмене санкций Тегеран объявил о намерении вернуться к объемам добычи 2008 года. Однако достижение декларированного ежесуточного прироста в 1-1,5 млн баррелей потребовало значительных предварительных инвестиций, а значит и большего времени, чем предполагалось.
Страна не смогла увеличить анонсированный экспорт на 500 тыс баррелей в сутки. Ей требуется модернизация всей нефтяной отрасли
Ведь и сам Иран, ежегодно выпуская около миллиона легковых автомобилей, является крупнейшим – около 100 млн тонн нефти в год – потребителем нефти.
Сегодня в Иране ежесуточно добывается около 3 млн баррелей нефти, к августу планируется довести эти объемы до 4 млн баррелей, а к 2021 году – достичь уровня в 4,6 млн баррелей. Пока прирост экспорта происходит за счет активной распродажи накопленной ранее в танкерном флоте запасов нефти. Эти объемы оцениваются в 30-40 млн баррелей, но уже к лету прирост экспорта нефти можно будет обеспечивать только путем роста добычи. Иран собирается не только нарастить объемы. Так, в марте госкомпания National Iranian Oil предложила покупателям в Азии не только скидку в 2,6 доллара за баррель добычи нефти, но и обещала продавать ее дешевле конкурентов, тогда как Saudi Aramco смогла уступить лишь 2,4 доллара.
Расконсервация имеющихся скважин позволит к концу 2016 года увеличить добычу на 800 тыс баррелей в сутки. Поскольку сегодня свыше 75% нефти производится на 8-10 старых месторождениях с падающей добычей, то дальнейший рост возможен за счет применения технологий повышения нефтеотдачи и введения в эксплуатацию новых структур. Однако собственных финансовых и технологических ресурсов, как признал министр нефти Ирана Бижан Зангане, для достижения предсанкционного уровня добычи в стране недостаточно. По его словам,
на восстановление нефтегазового комплекса Ирана требуется около 200 млрд долларов. Поэтому многие аналитики полагают, что заявленные планы увеличения нефтедобычи мало реальны
Несмотря на то, что Иран заявил о разработке новой формы допуска иностранных компаний к нефтяным богатствам страны – интегрированного нефтяного контракта – еще в феврале 2014 года, о его сути можно судить лишь по неофициальным сведениям. Неоднократно объявляемые презентации IPC до сих пор не состоялись. Тем не менее, Иран уже предложил иностранным компаниям 70 инвестиционных проектов, включающих 52 месторождения (29 нефтяных с суммарным запасом в 53 млрд тонн за и 23 газовых –7,2 трлн м3) общей стоимостью 30 млрд долларов и 18 разведочных блоков.
Проекты по континентальным и шельфовым месторождениям распределены примерно поровну. Самый крупный проект – проводимая иранской компанией Arvandan Oil & Gas Company вторая фаза разработки структуры Южный Азадеган, которая должна дать дополнительно 280 тыс баррелей в сутки. В целом в рамках IPC к марту 2017 года Тегеран рассчитывает заключить с иностранными инвесторами соглашений на сумму 10-15 млрд долларов.
Ожидается, что новая модель контракта будет представлена на конференции, которая пройдет в Иране 27-28 ноября 2016 года. По имеющейся информации, в IPC предполагается создание СП, сочетающего сервисный контракт с некоторыми положениями СРП. При этом иностранным компаниям предлагается три вида контрактов: разведка и добыча, разработка и добыча, увеличение нефтеотдачи.
Срок действия договора с 5-10 лет продлевается до 20-25 лет (обеспечивается достаточный срок для возмещения затрат), вводится плата за риск (увеличивается вознаграждение за работу на сложных месторождениях), компании получают право учитывать генерируемые разработкой ресурсов доходы в своих официальных отчетах. Наряду с малыми разведочными рисками и низкой себестоимостью добычи это создает для иностранных инвесторов привлекательные условия. Однако, как известно, дьявол прячется в деталях, и таких деталей в виде приложений к контракту (которые еще разрабатываются) предостаточно.
Кроме того, вышедшие по нефтяным компаниям (ВР, Тоtal) данные говорят об отсутствии у них возможностей инвестирования офшорных проектов на долгосрочной перспективе. Из-за сохраняющихся многочисленных рисков не будут спешить в эту страну и иностранные банки. В частности,
Всемирный банк в своем ежегодном докладе о «простоте ведения бизнеса» поставил Иран на 118 место из 189 государств
Снятие санкций не решило и экономических проблем Ирана, таких как слабый экономический рост, низкая производительность, дефицит валютной ликвидности, двузначная инфляция и безработица.