Бывшая сотрудница спецподразделения МВД «Сункар» Наталья Воробьева, уволенная во время декретного отпуска, готовится к очередному судебному процессу.
Напомним, история началась еще в 2012 году, когда во время нахождения в декрете приказом вновь назначенного руководства «Сункар» №516 Наталью Воробьеву незаконно сократили. Известно об этом матери-одиночке стало лишь через 4 месяца, когда она попыталась досрочно выйти на работу. Незадолго до этого назначенный командир Дулат Курмашев категорично заявил, что в спецназе Воробьева больше не работает, потому как она женщина и не соответствует занимаемой должности.
Полковника не интересовало, что он нарушил сразу целый ряд законов страны. Ни один из них, в том числе и «О правоохранительной службе», не позволял этого делать, так как работник в период отпуска по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста, не может быть сокращен, и за ним сохраняется место работы, то есть должность. Не позволял таких вольностей и Трудовой кодекс РК.
Тем не менее, полковник Курмашев пошел на «военную хитрость». Сначала, после того, как Наталья Воробьева начала возмущаться беззаконием, он приказал не пускать ее на территорию части, даже ее личное оружие было сдано без нее. А после подал на мать-одиночку в суд с требованием освободить квартиру.
Жилье Воробьева все же отвоевала, дойдя до Верховного суда. После этого Дулат Курмашев пытался уволить женщину по отрицательным мотивам за то, что она якобы без уважительной причины не появлялась на работе (куда ее не пускали по его личному приказу), не выплатил положенные отпускные и другие денежные довольствия и всячески до последнего времени препятствовал Воробьевой в оформлении пенсии по состоянию здоровья (документы на ее оформление попали в МВД только на днях, спустя полтора года после приказа об увольнении).
— За все эти годы попыток добиться правды я сильно подорвала свое здоровье, но теперь намерена идти до конца, через все суды, писать во все инстанции и добиться соблюдения моих прав, — говорит экс-капитан спецподразделения «Сункар» Наталья Воробьева. – 3 мая состоится кассация по моему иску, в котором я требую восстановить меня в должности, с которой меня незаконно сократили, выплатить мне компенсацию по зарплате за время вынужденного прогула, выплатить все причитающееся денежное содержание, которого меня лишили по одному слову командира, и потребовать возмещения морального вреда за все мытарства, которые я прошла за эти годы.
Предыдущий судебный процесс в суде № 2 Ауэзовского района Алматы, на котором председательствовал судья Жиренчин, Воробьева проиграла.
На первые три заседания представители «Сункара» не приходили вообще. Все это время судья Ауэзовского районного суда удивлялся, как же так грубо в спецподразделении могли быть нарушены ее права.
Следующие несколько заседаний прошли уже в присутствии представителей МВД, которые наконец впервые с 2012 года показали Наталье Воробьевой все приказы по ней. Именно тогда судья Жиренчин и предложил ей восстановиться в спецназе. Посоветовавшись с адвокатом, она согласилась, но запротестовали представители «Сункара».
— Они объясняют, что присылали мне уведомления разные. Адвокат мой говорит: «При чем тут уведомления, если она ни одного приказа не видела в глаза?». Представитель «Сункара» сказал, что мне якобы предлагались вакантные должности, а я от них отказалась. Но у них ни одного такого предложения документально не оформлено, потому что не было предложений. В ответ они говорят: «Хотите, мы принесем?». Адвокат спросила: «Вы что, подделаете их? И даже подписи?». А нам отвечают: «Надо будет – подделаем!». И это происходит при судье, который даже замечания им не сделал, — возмущается экс-капитан спецназа Воробьева.
В результате, истцам было отказано в удовлетворении иска в полном объеме. В мотивировочной части судья Жиренчин почти слово в слово переписал доводы представителей «Сункара», совершенно не обратив внимания ни на путаницу в предоставленных ими документах, ни на те нормы закона «О правоохранительной службе», которыми истцы апеллировали, ни на статьи Трудового кодекса, в которых четко сказано о том, что женщину, находящуюся в декрете, да еще и мать-одиночку не то чтобы сокращать, а вообще трогать нельзя.
— Больше всего удивляет то, что за все эти годы, даже после ряда моих жалоб в Верховный суд, в Генпрокуратуру, в инспекцию по труду и ряд других инстанций, никто даже не попытался разобраться в сути проблемы. Мне просто приходят невнятные отписки, из которых видно, что никто и ничего не хочет делать. Создается ощущение, что все эти структуры просто покрывают друг-друга, и мне, как простому человеку, гражданину, матери-одиночке, в этой системе правды не найти, — говорит Наталья Воробьева.
По ее словам, только за последние несколько месяцев в спецподразделении, где она прежде работала, прошел целый ряд проверок. Побывали там и представители собственной безопасности, и комплексные проверки из МВД, но воз и ныне там – ничего не изменилось. За исключением того, что документы Натальи Воробьевой на оформление пенсии все же отправили в МВД. Но каких усилий это стоило?
— Я звоню в кадры МВД. Кадровик говорит: «Ваших документов у нас нет». Звоню в «Сункар». Там отвечают: «Мы отправили». Через некоторое время перезванивают и сообщают, что мои документы все же в «Сункаре» лежат. Оказывается, что я не расписалась в расчете. Если так, то почему за три месяца нельзя было сообщить об этом, позвонить или зайти ко мне, ведь кадровик «Сункара» со мной в одном подъезде живет! И это, между прочим, уже второй пакет документов на оформление пенсии, который я собирала. Первый в прошлом году, как мне сказали, потеряли. И я все делала заново. Что это? Издевательство? – недоумевает Воробьева.
Тем временем все несколько лет, пока продолжаются судебные тяжбы, Наталья Воробьева живет в сложнейших материальных условиях. Лишенная положенных выплат, так и не получив документы о выходе на пенсию, что не позволяет ей устроиться на любую другую гражданскую работу, она и ее маленькая дочь остались без средств к существованию. Живут они в долг, но и это становится все сложнее делать. Накопились большие долги по квартплате, которые руководство «Сункара» требует немедленно погасить, угрожая в очередной раз подать в суд и выселить ее как неплательщика.