На трибуне стоит человек с нелепой прической и красноватым лицом. Он высокий, плотный, немного сутулый, но выглядит моложе своих семидесяти. В коротеньких новостийных роликах он почти никогда не улыбается, разве что сардонически кривится. Что он на самом деле говорит, понять трудно – режиссеры новостей не дают ему и двух слов связать и показывают только финал его выступлений.
Вот он разводит руки, оттопырив большие пальцы – всё ОК, ребята! — и с несколько комической важностью сходит с трибуны. Ни дать, ни взять, — утенок Дональд, впавший под старость в манию величия. И действительно — Дональд, да не тот. Это кандидат в президенты США Дональд Трамп, к имени которого закадровые голоса тут же прибавляют, что он эксцентричный и эпатажный, что он в очередной раз оскорбил чьи-то лучшие чувства, причинил кому-то невыносимые нравственные страдания, и вообще, надругался над политкорректностью. В чем выразились надругательства, сообщается коротко и неясно. Кого-то пообещал выслать, кого-то пересажать, а кого-то вовсе запретить… Стену какую-то построить… Кого? Куда? Зачем? Неважно! Раз запретить и выслать и тем более стену – значит, фашист! Всё, сюжет закончен.
Эти ТВ-ужасти адресованы простодушному американскому избирателю. Массовому. Стаду. Но и среди моих знакомых (людей всё больше интеллигентных, и к тому же граждан отнюдь не США, а РК и РФ) почти все искренне верят, что Трамп – опасный безответственный паяц, нечто среднее между Жириновским образца 93-го года и Гитлером образца 43-го. И если его не снимут с предвыборной гонки – он развалит республиканскую партию. Если его выдвинут кандидатом в президенты – он развалит США. А если его изберут американским президентом – то ой-ёй-ёй чего будет! Апокалипсис! Стивен Кинг нервно курит в сторонке! Чтобы нагнать страху, противники Трампа ссылаются на какой-то доселе неизвестный «лондонский аналитический центр» Economic Intelligence Unit, по прогнозам которого президентство Трампа снизит рост мировой экономики на 1,5% (по какой методике производились подсчеты, не сообщают), а сам Дональд входит в десятку «главных рисков для мирового сообщества»! Не в «одиннадцатку», а прямо в десятку!.. Страшно!
В общем, долг каждого честного человека!.. Возьмёмся за руки, друзья!.. Но пасаран!..
Папа у Трампа был бизнесмен, и когда сынуля подрос, выделил ему на всё про всё 1 000 000 (один миллион) американских денюжек. На сегодняшний день состояние Трампа по разным подсчетам (зависит от конкретного курса акций и цен на недвижимость) оценивается в 2-10 миллиардов. То есть, сынок не зарыл полученные от папы таланты в землю. Он их приумножил как минимум в 2 тысячи раз. Воровал? Приватизировал нефтяные скважины? Торговал оружием? Организовал финансовую пирамиду? Нет, ребята, всё не так. Всю жизнь строительством, знаете ли, занимался. Ага! – возопит свидомый читатель, только что просматривавший сообщения о процессе над прежними руководителями ЭКСПО. Нет, ребята, опять пальцем в небо. Мистер Трамп стал известен тем, что на всех тендерах предлагал сократить смету в несколько раз. За что пользовался (и сейчас пользуется) заслуженной ненавистью мэров крупных американских городов. Кто ж не знает, какая у ихних мэров нервная собачья жизнь! То расисты полицейские арестуют кого-то в расовом отношении более равного, чем они, то сексистское лобби запретит американкам кормить детей грудью в театре… Одно утешение – затеять общественное строительство и смету позаковыристее нарисовать, соответствующих подрядчиков подобрать… Но тут приходит какой-то экстравагантный эпатажный Дональд с этой ужасной прической, и всё утешение – коту под хвост! А если его президентом выберут?.. Сушите вёсла, сэр! И сейчас будьте спокойны: все эти сэры, мэры и прочие пэры прошлое Трампа с лупой облазили. И хоть бы что-то где-то!.. Ничего! Комар носа!..
Вот, к примеру, нынешний президент замыслил провести демократическую реформу медицинского страхования. Правда, после её внедрения выяснилось, что новая система дороже прежней и охватывает меньше народа. Ну и эпатажный Дональд предлагает заменить её дешевой и общедоступной. Всё ясно – расист! Почему? А потому! Не притворяйтесь! Он (если уж до конца всю горькую правду) ещё и за то, чтобы полиции было позволено отстреливаться от бандитов.
Или вот, например, нынешний американский душка несколько лет назад получил Нобелевскую премию мира. Не помните за что? Ну как же – всё прогрессивное человечество до сих пор с благодарностью пожинает плоды его «чрезвычайных усилий в укреплении международной дипломатии и сотрудничества между нациями». Особенно на Ближнем Востоке. И на Дальнем. И на Среднем. И на Украине. И в Африке. И повсюду. А экстравагантный Дональд, наоборот, ни капли главному душке не благодарен и полагает, что США надо поменьше совать свой нос в чужие дела, не устраивать по всему миру «цветные революции» и точечную демократизацию. Что не надо запугивать Путина и китайцев, а лучше с ними по-честному договориться. В общем, мало того, что расист, так ещё и политический клоун!
Он говорит, что хотя аборты и всякая там ориентация – личное дело каждого, но ему самому как-то ближе традиционные, так сказать, подходы, и он, став президентом, будет пропагандировать семейные ценности. Черт знает что такое!.. Более того, он договорился до того – в это просто невозможно поверить! – что не считает Анжелину Джоли самой красивой и высоконравственной женщиной в мире. Дескать, её садомазохистские и наркотические коленца не перекрываются статусом посла доброй воли ООН и ханжеской благотворительностью. А самой красивой женщиной планеты он считает сербскую (нет, вы подумайте!) теннисистку Анну Иванович. Дескать, у неё ноги там, руки, грудь и всё такое прочее… Глазки, щёчки, анорексией не страдает… Сексист! Маньяк!
Он говорит, что незаконная миграция из соседней страны (где, как считают простые неполиткорректные американцы, половину населения составляют наркоторговцы), приобрела пугающе массовый характер. И что надо бы построить заграждения на участках границы, которые власти не в силах контролировать. Что нелегалов, особенно тех, кто перебивается мелкими преступлениями и задерживался за незаконное ношение оружия, надо переловить и выслать обратно – в полном, кстати, соответствии с действующим американским законодательством. Но и это ещё не предел трамповскому шовинизму! Он говорит, что надо тщательно проверять въезжающих в США на предмет принадлежности к исламистским группам. И при малейшем подозрении запрещать въезд! И это в то время, как все люди доброй воли отлично знают, что прямую и явную опасность США представляют вирус Эбола, Ким Чен Ын со своим огнемётом, глобальное потепление и, естественно, Кровавый Путин.
Обычно сразу после Трампа на экране появляется немолодая мистрикс с безумно вытаращенными глазами. Она фальшиво хохочет, оглушительно взвизгивает и радостно тычет в кого-то пальцем. Эта защитница прав мусульман известна тем, что организовала в половине арабских стран перевороты, в результате чего десятки, а то и сотни тысяч мусульман убиты, а миллионы мыкаются по свету в поисках безопасного места. Всё, что она говорит в перерывах между взвизгиваниями, сводится к лозунгу, что главная опасность для мира – это не Эбола и даже не Путин, а рыжий Дональд.
Потом обычно показывают прилизанного господинчика, выглядящего как ожившее словосочетание «офисный планктон». Он самодовольно что-то бурчит себе под нос. К тому, что он бурчит (а он, надо сказать, христианский фундаменталист и призывает восстановить средневековую инквизицию, ввести за все про все смертную казнь, а в целях установления окончательного мира на Ближнем Востоке вооружить Израиль самым современным оружием и разорвать отношения с Ираном), никто давно не прислушивается. Видимо, республиканские заправилы считают его полным ничтожеством, которое, если его протащить в Белый дом, будет делать, как велят взрослые, а фундаменталистские взгляды излагать самому себе по ночам, накрывшись с головой одеялом. Офисному инквизитору Дональд тоже не по душе. Хотя тексты, которые они произносят, отличаются только стилистически, и «белый» клоун всегда ненавидит «рыжего». Потому что «белый» – унылый занудный дурак, а «рыжий» – смешной и нравится детям.
Потом появляется красавчик – до того сладенький, что кажется сбежавшим с основной работы героем мексиканской мыльной оперы. Ну, этого хотя бы можно понять. Он правитель той самой страны, куда Трамп предлагает вернуть несколько миллионов бандитов и наркоманов. Иметь с ними дело красавчик, естественно, не хочет, у него и своих таких выше крыши. Поэтому, с его точки зрения, Трамп фашист и вообще за копейку удавится, чёртов гринго!
В принципе, и пучеглазую мистрикс, и прилизанного господинчика тоже можно понять. Трамп — их политический соперник. К тому же не системный политик, а «популист». (Этот термин, означающий всего-навсего, что политик умеет говорить с народом, малограмотные СМИ почему-то употребляют исключительно как ругательство). Это ужасно обидно. Пока «системные» десятилетиями дрессировались в чужих предвыборных штабах, вели себя тише воды, ниже Псаки, были на подхвате — за кофе с пончиками сбегать, листовочки расклеить — в это самое время бессовестный Трамп жил как ему нравится: строил небоскребы, откаты не платил, на красивых женщинах женился, книжки писал и в телевизоре снимался. А теперь что же? Ни за что ни про что, не за Билла, не за Овальный кабинет – бэмс! — и в президенты?.. Нет уж, возьмемся за руки, друзья!
А если серьезно, то дело, конечно, не в Трампах, не в повизгивающих леди и не в офисных инквизиторах, не в праймериз и даже не в президентских выборах в США. Хотя их результаты уж в нашу-то эпоху перемен ещё как касаются всех нас. Я вот, например, готов сделать прогноз: если пучеглазую мистрикс выберут, – а это при антитрамповской свистопляске наиболее вероятно — то уж какую-нибудь крайне неприятную заваруху у нас в Средней Азии она непременно организует.
Ну да ладно, отставим их в сторону. Дело в нас с вами. Это нас нельзя понять — так называемую интеллигенцию… Нет, давайте лучше будем называть себя интеллектуалами. Все-таки «интеллигенция» – существительное обобщающее. Оно как бы переваривает разных и непохожих людей в одну кучку. А слово «интеллектуалы» оставляет за каждым право на индивидуальность. Оно подразумевает, что мы не рабы — рабы не мы. Что мы вовсе не думаем, что кто-то нас обязал называть белое черным только потому, что слово «белое» этим неведомым «кем-то» признано неполиткорректным. Или, наоборот, слово «черное»? Или «серо-буро-малиновое»? Тут главное никого не обидеть!
Самим-то не смешно, господа интеллектуалы? И не стыдно?
Так вот, господа интеллектуалы, есть у меня к вам вопрос. Вы что, позабыли, что этот самый неведомый «кто-то» — мы с вами и есть? Что глупую игру под названием «политкорректность» мы с вами сами же и придумали? И в предыдущую эпоху перемен заменили ею такие же глупые сказки под названием «викторианская мораль» или, предположим, «нравственный кодекс строителя коммунизма». И не для себя старались, а ради простых душ — чтобы им не так страшно было жить в этом хаотическом мире. И чтобы они от страха друг друга (и нас с вами) ненароком не зашибли. Но, выходит, мы заигрались и сами стали заложниками этого нелепого кукольного спектакля? И поверили, что трезвомыслие – это эпатаж, что откровенность – это экстравагантность? Что быть «голым королем» и разгуливать, размахивая своими причиндалами простительно, а называть его голым, а причиндалы — причиндалами – хамство? Что самовлюбленный, жующий резинку позёр заслуживает Нобелевку, только потому что… Потому что – потому! Сами понимаете. Что взвизгивающая мистрикс должна вызывать восхищение, потому что якобы открывает для обладательниц альтернативной мочеполовой системы новую страницу истории? Что наша с вами жизнь – это что-то вроде утренника в детском саду, где дадут конфету, если влезешь на табуретку и «с выражением» оттарабанишь политкорректный стишок про дружбу Дракошки и Зайки? Очнитесь, ребята! Плохо, конечно, что во внешнем нашем существовании никуда не деться от пучеглазых мистрикс и рыжих Дональдов. Но куда хуже позволять «голым королям» тиранить наше сознание! Позволять нашему внутреннему рабу вставать на дыбы, как только кто-нибудь назовет белое белым или намекнет, что дважды два – всегда четыре, даже если «кто-то» решил, что таблица умножения – это сексизм. И мы набрасываемся на чудаков правдорубов и их-то и топчем, им-то и клеим нелепые ярлыки и кричим: а сам-то, а сам-то? Сам верблюд! (Как будто отсюда логически выводится, что верблюдом быть хорошо). Завидуем, что ли, чужой внутренней свободе? Так кто ж нас её лишил? Только мы сами.
Самое смешное, что конфету политкорректной деточке никто не выдаст. Старина Фукуяма крепко сел в лужу (так и хочется добавить: «вместе со своим концом» – так ведь обвинят в цинизме-трампизме). Закончилась не история, а политкорректный утренник. Началась совсем иная драма, и никто нас от неё не уволит. Оказалось, что политкорректность – не имя Бога. Надо придумать что-то поновее. А то Змей Горыныч (которого политкорректность предписывает считать мультяшным Дракошкой) слопает и Заиньку, и губку Боба. Но мы все тянем этот кукольный спектакль, тянем и дергаем за веревочки, хотя никто, кроме нас самих, не танцует. Простые души убежали за Трампами, и перед кем мы теперь политкорректного дурака валяем – убей Бог, не пойму.