Впервые с 1996 г., когда был организован неприкасаемый суверенный фонд благосостояния Норвегии, ее правительство решило изъять из него сумму в 6,7 миллиардов крон или 780 миллионов долларов США и потратить на общественные нужды.
Ежегодно Норвегия направляет в указанный фонд примерно 200 миллиардов крон. Факт обращения к этим запасам говорит о том, что падение цен на углеводороды ударило и по этой благополучной скандинавской стране. Министр финансов страны Пааль Бьйорнестад заявил изданию The Wall Street Journal:
– Мы с самого начала предусмотрели, что доходы от продаж углеводородов будут слишком низки, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета…из-за низких цен это случилось несколько ранее, но мы будет продолжать обеспечивать приток финансовых средств в этот фонд…
В Норвегии принято называть суверенный фонд благосостояния «фондом черного дня»,
так как в нем аккумулированы деньги, которые страна сможет использовать, когда наступит уменьшение или прекращение поступления доходов в казну.
Самые крупные суверенные фонды благосостояния (красным цветом – фонды на основе нефти и газа, синим цветом – прочие):
Когда стоимость сырой нефти составляла рекордные 100 долларов за баррель в 2008 г., на счетах норвежского фонда было накоплено примерно 7 триллионов крон, что в разбивке на население составляло по 150 000 долларов США на одного гражданина.
Норвегия не первая нефтяная страна, которая обратилась за помощью к своему резервному фонду. Россия уже потратила 44% своего Резервного фонда, в то время как Казахстан имеет планы потратить практически его половину, чтобы покрыть дефицит бюджета на ближайшие три года. Ливии надо, чтобы цена на нефть составляла примерно 207 долларов за баррель, чтобы привести свой бюджет к балансу. Страна уже потеряла золотовалютных резервов на 120 миллиардов долларов США. Как сказал британской газете The Independent глава Ливийской инвестиционной администрации Омар Хатталы:
– Суверенные фонды благосостояния были созданы «на черный день». Сегодня он наступил.