Министерство нацэкономики ухудшило прогноз развития Казахстана на 2016 год. В ведомстве ожидают, что цены на нефть будут в районе 30 долларов за баррель, из-за чего рост экономики снизится до 0,5%. О реальности такого пессимистичного прогноза ведомства Ерболата Досаева рассуждает директор Центра исследований прикладной экономики Жаныбек Айгазин.
По словам эксперта, главное финансовое ведомство страны сейчас находится в ступоре, не имея ни стратегии выхода из кризиса, ни инструментов решения текущих проблем с бюджетом.
– Прогноз в большей степени имеет инерционный характер, когда правительство фактически фиксирует статус-кво и не предпринимает мер по стимулированию спроса и активизации деловой активности. А между тем, потенциал для увеличения экономического роста в стране имеется, – уверен Жаныбек Айгазин.
Как считает эксперт, высокая (в 17%) базовая ставка делает для банков невыгодными кредитные операции, после чего они переводят ликвидность на валютный рынок для спекуляций. В условиях сокращения деловой активности политика дорогих денег в среднесрочной перспективе губительна. Между тем, по расчетам экономиста, реальная стоимость денег в экономике сейчас значительно ниже.
– Разница 17-6,6 = 10,4% – реальная стоимость денег в экономике. В годы потерянного десятилетия в Японии (1990-е годы) реальная стоимость денег вообще была отрицательной, в США и Европе эта разница и сейчас также отрицательна, – говорит Айгазин.
Низкая базовая ставка процента будет удешевлять стоимость кредитных ресурсов, будут расти инвестиции и потребительские расходы, что в итоге стимулирует экономический рост, уверен эксперт.
– Пусть будет рост инфляции. Как показывает теория, без инфляции не бывает экономического роста. В годы Великой депрессии США стимулировали экономику даже за счет дефицитного финансирования.
Эксперты не верят мрачным прогнозам министра экономики Ерболата Досаева