В январе 2016 года произошло важнейшее событие для всего Евразийского союза — подписание документа, регулирующего одновременное участие Казахстана в ЕАЭС и ВТО. Между тем этот вопрос на протяжении всего предыдущего года был одним из самых острых проблем дальнейшего развития ЕАЭС. Из-за противоречий вокруг вступления Казахстана в ВТО некоторые эксперты даже пророчили ЕАЭС скорый развал.
Протокол, регулирующий порядок ввоза и перемещения по территории Евразийского экономического союза товаров, которые согласно обязательствам в рамках ВТО будут импортироваться в Казахстан по сниженным таможенным пошлинам, вступил в силу 11 января 2016 года. По данным эксперта портала «Ритм Евразии» Кирилла Сокова, документ устанавливает, что
товары, которые будут ввозиться в Казахстан по сниженным таможенным пошлинам, предназначены только для его внутреннего рынка
Если такие товары будут поставляться в другие страны ЕАЭС, импортер при их ввозе в Казахстан должен уплатить ввозные пошлины по ставкам Единого таможенного тарифа (ЕТТ) ЕАЭС. Дело в том, что уровень этого тарифа по целому ряду товаров заметно выше таможенных ставок, которые в рамках ВТО установлены для Казахстана.
Напомним, что переговоры о вступлении Казахстана в ВТО начались еще в 1996 году и длились 19 лет. Пакет документов о присоединении республики к Всемирной торговой организации был утвержден ее Генеральным советом 27 июля прошлого года и в тот же день подписан генеральным директором ВТО Роберто Азеведо и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Процесс присоединения должен был завершиться к концу 2015-го – началу 2016-го года после урегулирования всех правовых вопросов, связанных в том числе с участием Казахстана в ЕАЭС.
Проблемой являлось то, что Россия, ставшая участником ВТО еще в 2012 году, сумела договориться о вступлении в организацию на более выгодных для себя условиях, выторговав, в частности, более высокие ставки ввозных таможенных пошлин на продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Более высокие ставки ввозных пошлин, за основу которых были взяты российские тарифы, установлены и в рамках Таможенного союза, преобразованного с 1 января прошлого года в ЕАЭС.
Казахстан собственного развитого машиностроения не имеет, потому более низкие таможенные ставки для него даже выгодны. Они позволяют, например, предприятиям не переплачивать за продукцию, имеющую производственное назначение, что стимулирует деловую и потребительскую активность. Россия же была вынуждена защищать свою машиностроительную промышленность, которая не в состоянии на равных конкурировать с западной. В результате, после присоединения Казахстана к ВТО в едином таможенном пространстве ЕАЭС могла образоваться «дыра», через которую ввезенные по более низким пошлинам товары хлынули бы в Россию и другие страны объединения.
Более того,
США и ЕС стремились воспользоваться переговорами Казахстана с ВТО для того, чтобы получить льготный доступ на внутренние рынки Евразийского экономического союза с общим населением в 170 млн человек
На финальной стадии переговоров о наличии у Запада таких планов не раз заявляли и российские, и казахстанские должностные лица и эксперты.
По многим товарным позициям ввозные пошлины для Казахстана оказались существенно ниже, чем Единый таможенный тариф ЕАЭС. После окончательного присоединения к ВТО средневзвешенный тариф Казахстана снизится с 10,4 до 6,5%, фактически вернувшись к «досоюзному» уровню (6,2%). При этом по сельскохозяйственным продуктам средний тариф для Казахстана составит 10,2%, тогда как для прочих стран Евразийского союза – 17%, а для промышленных товаров соответственно 5,6% и 8,7%. В общей сложности у Казахстана будут изъятия из ЕТТ ЕАЭС по 3512 товарным позициям, включающим автомобили, пищевые продукты, лесоматериалы, ювелирные изделия, провода, кабели, напитки и другие товары. Кроме того, республика обязалась либерализовать условия работы на внутреннем рынке услуг. В результате
через 2,5 года после присоединения Казахстана к ВТО иностранные компании смогут полностью приобретать местных операторов междугородной и международной связи, а зарубежные банки через 5 лет получат право напрямую открывать свои филиалы и вести в республике банковский бизнес
Для того чтобы совместить членство Казахстана в обоих объединениях, участники Евразийского союза фактически согласились предоставить ему особый таможенный статус. Астана обязалась не допускать реэкспорта в другие страны ЕАЭС продукции, импортированной по более низким ввозным пошлинам. С этой целью планируется создать специальную систему учета на основе электронных счетов-фактур (ЭСФ), данными которой уполномоченные органы стран ЕАЭС будут обмениваться в режиме реального времени.
При поставке товаров, которые входят в список изъятий, из Казахстана в другие государства Евразийского союза сведения о них будут вноситься в систему учета с привязкой к данным таможни о ставке, по которой товары были ввезены из третьих стран. Для перемещения товаров в другие государства союза будет необходим специальный товаросопроводительный документ. Таможенный контроль на внутренних границах ЕАЭС восстановлен не будет, но контрольные службы могут следить за товарами из списка изъятий, а таможенники будут применять средства контроля после выпуска товара. Казахстан также обязался не допускать ввоза товаров, подлежащих ветеринарному контролю. Заработать эта система должна уже в нынешнем году.
Такое решение, судя по всему, было выработано Москвой и Астаной задолго до подписания Казахстаном финальных документов по вступлению в ВТО. Поскольку Россия уже являлась участником этой организации, препятствовать вступлению в нее Казахстана она не могла, да и не собиралась. Не могла Россия и обеспечить ему уровень тарифов, который выторговала для себя. Поэтому
единственным выходом было установление для Казахстана особого таможенного режима, позволяющего ему одновременно быть участником и ЕАЭС, и ВТО
Хотя нужно отметить, что резкое падение валют всех стран ЕАЭС по отношению к доллару и евро на протяжении прошедшего года сделало вопрос защиты внутренних рынков с помощью ввозных пошлин не столь острым. Так, импорт значительно подорожавших в рублевом эквиваленте товаров из стран дальнего зарубежья в Россию за 2015 г. упал на 36,4%, а в январе этого года – еще на 17,9%. Однако завершение кризиса и возобновление роста экономики сделает вопрос ее тарифной защиты вновь актуальным.