По оценкам некоторых экспертов, выездной туризм в Казахстане упадет на 80% или даже больше. Куда поедем отдыхать? Интервью с координатором по внутреннему и въездному туризму КТА Айгуль Исагуловой.
— Дороговато будет ехать в ту же самую Турцию, если не будет горящих путевок. Я вспомнил, что 100 лет не был на Алтае. Залез на сайт: стандартная путевка на 12 дней обойдется на человека в 155 тысяч тенге, не считая дороги. Такой же санаторий, только через границу России, обойдется в 80 тысяч тенге. В 2 раза дешевле. Вот так дорого у нас. Что можете посоветовать? Куда можно съездить в Казахстане?
— В Казахстане достаточно много интересных мест. По ценовой политике они представляют услуги, размещение, питание, проживание разного спектра. Есть дорогие, есть среднего уровня. Также в Казахстане сегодня развивается экологический туризм, где цены достаточно подъемные для эконом-потребителя.
— Согласен. Я бы хотел побывать на Алтын Емель, но туда нет транспорта.
— Мы как раз занимаемся вопросами открытия регулярных рейсов по четырем национальным паркам. В 2013 году мы совместно с парками разработали интересный проект «Алтын аймак Жетысу», в течение недели турист может посетить все 4 национальных парка с проживанием, питанием трансфером. Этот проект интересен и востребован. За то время, пока мы работаем в этом центре, видим большое количество посетителей и интерес к нашим паркам, но встал вопрос, как туда добраться. В весенний, летний, осенний периоды интерес большой. Вопрос – как туда добраться с понедельника по пятницу.
— В выходные дни туры у нас есть.
— Да. А в рабочие дни посетить достаточно сложно. Мы понимаем, что необходим рейсовый автобус или другой транспорт, который позволит казахстанским туристами и экотуристам-иностранцам посетить недорого парки в сезон. Для этого совместно с управлением туризма Алматинской области был предложен проект – пустить рейсовый автобус с определенной точки Алматы, заезжающий в определенный пункт. Был разработан двухдневный маршрут с остановками точно по времени. Мы думаем, он будет недорогой. Хорошо бы, если этот транспорт был бы еще и экологически чистый. Хорошо бы пустить систему оплаты «Оңай» и аудиогида. Я считаю, если делать проект, то на потребу сегодняшнего и завтрашнего дня, а не вчерашнего.
— Согласен. Вы разговаривали на эту тему с бывшим акимом Есимовым или выходили уже на акима Байбека?
— Мы с этим проектом обращались в Управление туризма Алматинской области. С нынешним начальником Жанар Гарифуллаевной. Она работала начальником управления по городу Алматы.
— Когда это было?
— Мы выступили как раз перед этим сезоном. На встрече подробно обсуждали этот вопрос. На совещании я буду презентовать проект – как мы его видим. Как он реализуется – это уже другой вопрос. Но я думаю, это было бы хорошим шагом для развития внутреннего въездного туризма и возможностью национальным паркам существенно увеличить приток туристов.
— Это у нас в Жетысу. В других регионах дела обстоят хуже. В том же Алтае о таких маршрутах и не мечтают. Хотя там природа достаточно богатая. Все эти географические достопримечательности находятся в приграничной зоне. В прошлом году был большой скандал, что иностранным туристам запрещено в них входить. И нам тоже нужно предоставить кучу справок – где живешь, телефон. Как в этом сезоне? Можно ли иностранцам заходить в приграничные зоны?
— Согласно этому постановлению, граждане Казахстана могут спокойно посещать пограничные территории.
— Не спокойно. Там пока пропуск выбьешь…
— Пропуск не нужен. Нужно удостоверение личности. Пропуск нужен иностранным гражданам.
— Я сам пытался пройти. С меня взяли удостоверение и чуть ли не группу крови. Может, это насчет того, что я потеряюсь или мигрирую в Россию?
— Не знаю, как в вашем случае, но есть разделение – пограничная зона, пограничная полоса. Так вот, на пограничную зону граждан Казахстана необходимо только удостоверение личности. А для иностранцев нужен пропуск, который действительно должен оформляться. И рынок быстро отреагировал на это.
— Да. Даже Шымбулак попал под эту зону.
— Да. И инициировали дополнительное решение о приостановлении действия. Мы внесли объекты, где нужно приостановить. На самом деле этот список нужно расширить. Было принято временное решение о приостановлении действия этого постановления на прошлый сезон. В этом году будет действовать приостановление или нет, ясности нет.
— Я знаю, что в прошлое лето в КТА не спали, боролись за отмену чудовищного глупого закона. Хорошо. Я работаю в журналистике уже порядка 25 лет. Я нашел свою старую статью о туризме 1990-х. Там было то же самое, что в нынешних программах по развитию туризма. Один в один. Музей под открытым небом вблизи Алматы. 20 лет его обещают сделать. Вертолетные площадки, вертолетные экскурсии. То есть 20 лет я не вижу никаких подвижек. У нас за 2014 год по данным комитета по статистике посетило 679018 человек иностранных туристов. То, что нам говорят 5 млн – это ерунда. Это частные деловые поездки. В 2015 году с января по сентябрь – 504 215 туристов. Гостиницы заполнены, вы сами знаете, где на четверть, где на треть, если брать в целом по республике. Как вы думаете, кто виноват в том, что туризм не развивается? Министерство, которое все время меняет название и министров, или бизнесмены не хотят?
— Очень провокационный вопрос. Кто виноват? Что делать? Хочу сказать, что ситуация не такая плохая, как вы говорите. Изменения есть. Существенные изменения были приняты с введением безвизового режима для 19 стран плюс Корея. Действительно очень хорошее решение, которое инициировалось долгое время. И сейчас это дало возможность потенциальным туристам приезжать в страну на 15 дней. Сегодня инициирует рынок и есть возможность рассмотреть расширение этого списка до 40 стран, как это сделано в Киргизии. Киргизия в этом смысле намного конкурентоспособнее.
— Еще как! Они намного привлекательнее, чем Казахстан. Я знаю, у нас существует несколько десятков виз, в других странах – 5-6 видов.
— Вы о той статье, которая сейчас распространяется на Facebook. Действительно, Киргизия в этом смысле хорошо и стабильно развивается. У них очень хорошо работает въездной внутренний туризм. В том числе и казахстанцы едут туда.
— И казахстанцы вкладывают туда деньги, вместо того, чтобы вкладывать их в Алаколь. Кстати, туда полтора года назад пустили поезд, но такую цену зарядили, по-моему, 100 $ было по тем ценам на одного человека, 18000 тенге — купе. Естественно, народ не поехал, а поезд быстро прикрыли как нерентабельный. Ну неужели правительство области или республики не может сделать доступными цены или хотя бы дорогу до Алаколя. Сколько лет мы уже об этом говорим. КТА обращало на это внимание?
— Мы всегда работаем с управлениями. В частности, с управлением Алматинской области. Они очень много сделали и в прошлый сезон, и сейчас делают для развития Алаколя. Цифры говорят сами за себя. За прошлый год значительно увеличилось количество объектов, которые строятся на озере. Это говорит о том, что предприниматель вкладывает инвестиции, потому что объект интересен для туристов. То, что касается поезда. В прошлом году были дотации из областного бюджета и поезд успешно работал, и люди с удовольствием пользовались услугами. Мало того, было невозможно достать билеты.
— Конечно. Все-таки дотации были.
— По Восточному Казахстану были серьезные дотации. Для иностранных туристов были привлекательные цены на перелет. То есть с Алаколем проблемы решаются хорошо, чего нельзя сказать о каких-то других объектах. Другое дело, что нужно готовиться к другому сезону. Какие нарекания были в соцсетях.
— Придорожные туалеты. Их нет.
— При эксплуатации озера должны внедряться стандарты: обустройства пляжей, придорожной инфраструктуры. Они должны внедряться и строго соблюдаться. Вы знаете, что наш турист уже много поездил. Чтобы Алаколь стал ему интересен, нужны комфортабельные условия. А у нас много вопросов по придорожной инфраструктуре.
— Вы сейчас как раз ведете борьбу. Я не зря сказал про туалеты. Как сейчас обстоят дела с этими сантехническими сооружениями?
— Не сказать, борьбу. Мы хотели разобраться – кто же сегодня отвечает за работу этих объектов придорожной инфраструктуры. Как оказалось, все очень просто. Есть стандарты, которые должны быть разработаны, есть санитарные нормы и правила, есть организации, которые должны отслеживать соблюдение этих стандартов, санитарных норм и правил. Когда мы написали в государственные структуры, и у нас все это выложено на Facebook, все письма и ответы, ответ получили из Министерства инновационного развития комитета технического регулирования, который отвечает за разработку стандартов и из Министерства экономического развития в комитет защиты прав потребителей, который должен вырабатывать вот эти СанПины. И из обоих министерств получили примерно одинаковый ответ, что они тоже понимают, что дело с туалетами в Казахстане обстоит ужасно. На сегодняшний день нет ни стандартов, ни санитарных правил и норм по туалетам. Если госструктуры инициируют, то внесут это в свой план.
— Это вы должны инициировать или кто-то другой?
— Теоретически это должны инициировать госструктуры, которые отвечают за развитие туризма и госструктуры, и рынок.
— А само министерство не может создать стандарты?
— У них есть план. Вы можете посмотреть их ответ, чтобы не вводить в заблуждение, мы напечатали их ответ.
— Я представляю. Должна быть инициатива от госструктур. Мы проведем EXPO. После этого займемся.
— А потом еще местные исполнительные органы должны это внедрить. Понимаете, как это все сложно.
— И на самом деле нет виноватого. Такая тяжелая машина.
— Чтобы турист к нам приехал и остался доволен, а потом вернулся — это самый главный показатель туризма.
— Мы на вас очень надеемся, потому что КТА – единственная организация, которая что-то делает. Я убеждаюсь в этом не первый год. Вы помогли вытащить туристов из Турции, когда обанкротились фирмы. Вы решили проблему с чартерами и многое другое. Может, другие проблемы будут так же решаться. Правительство к вам прислушивается?
— Сегодня многие на рынке апеллируют к Казахстанской Туристской Ассоциации, когда говорят, что это единственная компания, которая делает. Нам это ставят в вину. Это не совсем так. Сейчас много других ассоциаций, которые тоже пытаются работать. Просто КТА работает давно и достаточно системно. Ставит проблему и пытается решить по возможности.
— Наверное, я не так сказал. Все равно мне обидно. Недавно премьер-министр Турции выступил с предложением из 9 пунктов, как спасти туристическую отрасль Турции. Правительство выделяет сумасшедшие деньги — 250 млн турецких лир. Это, по-моему, 87 млн $. Они освобождают от налогов, разделили оплату за пользование туристическими объектами на 3 этапа. Одним росчерком пера. Премьер сказал, что надо спасать — государство дало деньги. Мы не можем решить вопрос с туалетами. Это говорит о неповоротливости нашей государственной машины.
— Согласно документам, которые мы регулярно получаем, правительство обращает внимание на развитие внутреннего въездного туризма. Другое дело, что предпринимаются меры и мы инициируем шаги, чтобы решить острые вопросы. Но почему это не срабатывает…
— Вот на такой неопределенной, но все же не пессимистической ноте мы заканчиваем. Спасибо!