Заявлено об обнаружении в Грузии уникального месторождения природного газа, запасы которого позволят ей в срок от трех до пяти лет не только отказаться от импорта газа, но и стать его экспортером в Турцию и Восточную Европу.
В начале февраля глава американской компании Frontera Resources Стив Никандрос заявил об обнаружении в Южной Кахетии (Восточная Грузия) крупных запасов природного газа. Речь идет о месторождениях «Мцаре Хеви» и «Тарибани», объединенных под единым названием — Южно-Кахетинский газовый комплекс. Его запасы, оцениваемые в 5,3 трлн м3 и составляющие 15% объемов запасов «Газпрома», позволяют Грузии встать в один ряд с Венесуэлой и Нигерией и опередить Ирак, Норвегию и Египет. Добыча этого газа позволит покрыть потребность в нем не только самой Грузии, но и через Трансанатолийский газопровод (TANAP) обеспечить «голубым топливом» Турцию с Восточной Европой. Причем пропускной мощности этой магистрали для грузинского газа может даже не хватить.
Грузинская пресса тут же разразилась статьями о том, что «в стране начинается новая историческая глава в стремлении к энергетической независимости и экспорту газа на рынки других стран». И это понятно. Сегодня Грузия ежегодно потребляет около 2 млрд м3 природного газа, удовлетворяя свои потребности поставками из Азербайджана (около 90% общего объема с очень большими скидками – 55 долларов за тысячу кубометров) и России, чей «Газпром» оставляет стране за транзит 10% (185 млн м3) от объема поставок газа в Армению. Тбилиси ведет с «Газпромом» переговоры о доведении импорта до 250,5 млн м3. При этом покупать российский газ по коммерческим ценам там не намерены.
Однако аналитики и даже власти Грузии восприняли эту новость с осторожностью и ожидают от компании реального подтверждения ресурсов. В частности,
замминистра энергетики Мариам Валишвили с грустью отметила, что Frontera Resources уже неоднократно делает такие заявления
Причем каждый раз цифры прогнозируемых запасов стремительно растут, но не подтверждаются. Так, осенью 2015 года Frontera Resources заявила о разведанных в Грузии месторождениях газа, оценив их в 3,8 трлн м3.
Ранее компания объявляла об обнаружении запасов газа с объемом в 1 трлн м3, а перед этим – о скромных 40 млрд м3. Рабочая программа, которую компания должна ежегодно представлять, пока не предусматривает осуществления масштабных работ. Нет и никаких инвестиционных планов. Неизвестно и то, насколько добыча газа приемлема с коммерческой точки зрения.
Сегодня Frontera, работающая в Грузии уже почти 20 лет, добывает газ на подлицензионной территории в довольно малых (около 25 млн м3, что равно 2-дневному потреблению газа в зимний период) объемах, не способных закрыть потребности грузинского рынка энергоносителей. А ведь глава компании обещал к концу 2015 года довести добычу до 7 млн кубометров в сутки или до 2,5 млрд кубометров ежегодно. Увы, этого так и не случилось.
Между тем в июле 2015 года Frontera Resources подписала с НАК «Нафтогаз Украины» меморандум по реализации проекта поставок на Украину сжиженного газа из Грузии. Документ вступает в силу с момента его подписания и действует в течение двух лет. Каким образом будет воплощаться в жизнь эта затея? В обеих странах отсутствует необходимая для этого инфраструктура (как, впрочем, и необходимые излишки газа). Поэтому в обозримом будущем ожидать «пэрэмоги» над «российским газовым империализмом» и избавления Грузии с Украиной от «газовых когтей» России не приходится.
Интересно, что
американская компания сделала вывод о столь значительных ресурсах газа, не пробурив ни одной глубокой скважины! Пока даже непонятно, о каком газе идет речь
Если о сланцевом, то его добыча в Грузии не только создаст массу проблем сельскому хозяйству страны, но и может столкнуться с целым рядом проблем, поскольку схема извлечения в гористой местности будет иной, чем на равнинах США. Большой объем газа может оказаться как технически, так и коммерчески неизвлекаемым.
Нередко после сенсационных заявлений об огромных запасах углеводородов оказывалось, что их промышленная добыча перспектив не имеет. Так было со сланцевым газом в Польше и Украине, с шельфовыми месторождениями Кипра и Израиля. Кстати, совпадение или нет, но в 2011 г. Управление энергетической информации США оценило польские запасы сланцевого газа в те же 5,3 трлн. м3.
Не исключено, что ажиотаж по поводу обнаружения в Грузии гигантских запасов природного газа является лишь фантазией компании Frontera Resources и обусловлен ее желанием убедить всех в перспективности инвестиций в грузинские недра. Особенно после того как американская консалтинговая компания Sewell & Associates ранее подтвердила, что в Мцаре Хеви и Тарибани могут быть перспективные запасы природного газа в объеме только 266 млрд м3.
Дело в том, что в последние годы Frontera Resources имеет огромные для нее убытки: свыше 10 млн долларов в год при выручке всего несколько млн долларов и при долгах в размере 40 млн долларов.
Возможно, что это не более чем попытка обеления себя перед кредиторами с целью начала очередного раунда сбора денег в проекты компании,
полагает бывший глава Национального банка Грузии, эксперт в области экономики и финансов Роман Гоциридзе.
«Однажды такая уловка 15 лет назад уже оправдала себя. Тогдашнего президента Эдуарда Шеварднадзе привели к месторождению «Тарибани» и дали «отпить» стакан будто бы обнаруженной там нефти. Это фото облетело весь мир, многие вложили деньги в последующую работу этой компании. Где теперь эта нефть? Где газ? Да нигде!», — отмечает эксперт.
Очевидно, что даже если прогноз американской компании окажется верным, то Грузия еще не скоро сможет из импортера газа превратиться в его экспортера. Тем более, что когда цены на газ вслед за нефтью стремительно валятся вниз, желающих вкладывать деньги в энергетику, особенно грузинскую, не очень много. Скорее всего, запасы открытой «уникальной» структуры не окажут заметного влияния ни на проекты Азербайджана и России по поставкам природного газа в Грузию, ни на строительство экспортных трубопроводов в рамках «Южного газового коридора», а пойдут на удовлетворение спроса лишь локальных потребителей.