Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер совершает трехдневную поездку по Центральной Азии. Он посетит Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Запланированы не только встречи Штайнмайера с главами МИД, но и с лидерами этих государств. Казахстана в списке посещаемых стран нет.
Почему из пяти стран региона Штайнмайер выбрал именно эти три? Туркменистан, — говорят в Берлине, — это вообще отдельная история, а в Казахстане шла избирательная кампания и деликатные немецкие дипломаты якобы не хотели, чтобы подготовка к приему немецкого министра каким-то образом могла повлиять на исход выборов.
Однако у экспертов одной из ведущих немецких радиостанций — Deutsche Welle — другое объяснение. Так, специалист по странам Центральной Азии берлинского Фонда науки и политики (SWP) Себастиан Шик указывает, что
Казахстан выделяется на общем центральноазиатском фоне. Это — стабильная страна, с которой Германия и ЕС поддерживают устойчивые отношения
Не далее как в декабре прошлого года, напоминает эксперт, между Казахстаном и Евросоюзом было подписано соглашение о партнерстве, а двусторонние германо-казахстанские связи находятся, по его оценке, «на очень надежном и стабильном уровне».
Об отношениях Германии с Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном этого не скажешь. Какими бы разными не были эти страны, все они — не очень стабильные, говорит Шик, а отношения с ними, добавляют дипломаты, несовершенны. «Поэтому визит Штайнмайера можно интерпретировать как попытку заново установить связи с этими тремя странами», — заявил аналитик в интервью DW.
По мнению других аналитиков, сегодня ЕС вообще намерен выстраивать новую политику отношений со странами ЦА. Так, известный казахстанский политолог Андрей Чеботарев отмечает, что
наблюдается отставание ЕС в Центральной Азии от активности других акторов, прежде всего Китая и России, и нежелание сотрудничать с ними по вопросам, в которых проявляются общие интересы
Например, с ШОС по обеспечению безопасности границ стран ЦА и противодействию наркотрафику. Сказались и факторы разнородности интересов европейских стран в регионе, завышенные ожидания Евросоюзом и его структурами от ряда инициатив и проектов при медленном принятии решений и недостаточном финансировании. Наиболее всего ЕС продвинулся только в осуществлении программ по линии образования.
Кроме этого Чеботарев указывает на недостаточные знания и учет ЕС и его институтами общей специфики всего региона и его отдельных стран, включая интересы и поведение правящих элит, характер взаимоотношений между этими странами и так далее.
Что касается непосредственно Германии, то Центральная Азия для нее — не только один из рынков сбыта и источников получения сырья, но и зона потенциального транзита в Китай, который планирует проложить здесь своего рода новый «Великий шелковый путь» в Европу. Германия, поддерживающая с Китаем очень обширные торгово-экономические связи, крайне заинтересована в реализации такого проекта и в рамках ЕС ведет с Пекином диалог о совместных интересах в этом регионе. Так что Штайнмайер как действующий председатель ОБСЕ также хочет получить представление об обширной деятельности ОБСЕ в Центральной Азии.
Знают в Берлине, разумеется, не только о китайских, но и российских интересах в Центральной Азии, о наращивании Москвой своего влияния в первую очередь на Бишкек и Душанбе, об уже состоявшемся присоединении Кыргызстана и запланированном Таджикистана к Евразийскому экономическому союзу, — продолжает DW.
По мнению Себастиана Шика, визит Штайнмайера и более интенсивное сотрудничество с этими двумя странами важно не только для Германии, но и для самих этих стран, поскольку внешнеполитическая диверсификация может помочь им сохранить определенную дистанцию по отношению к России.
Эксперт напоминает в этой связи, что в прошлом году поездку по всем пяти странам региона совершил госсекретарь США Джон Керри. «Теперь вот Штайнмайер, — говорит он. — Такие поездки не следует недооценивать. Это очень зримые заметные мероприятия».
Для стран Центральной Азии Германия и ЕС важные торговые партнеры. «Но при этом, — сетует Шик, — в самих этих странах мы едва заметны, люди нас не ощущают».
Одна из причин отставания Европы в ЦА — мощное информационное воздействие российских СМИ, обеспечивающее видимость сильного присутствия России в регионе
В такой ситуации визит немецкого министра иностранных дел, по его мнению, создает определенный противовес.
Сам же Штайнмайер по этому поводу высказался еще чётче: «Средняя Азия является регионом стратегического значения: в большинстве случаев находясь в тени международного внимания, здесь сталкиваются интересы крупных региональных держав — России, Китая и Ирана», — заявил он. По словам министра, регион располагает «огромными экономическими возможностями и значительными рисками для стабильности, которые не могут быть нам безразличны».
Тем временем 25 марта 2016 года Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала подписанное в декабре 2014 года двустороннее соглашение с Узбекистаном об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.
Узбекистану списывается 97 процентов российского долга или 864,3 миллиона долларов.
Для небогатой среднеазиатской республики это сравнимо с выручкой от продажи годового урожая хлопка, составляющей в среднем 800 миллионов долларов
Официальный Ташкент в свою очередь отказался от притязаний на часть советского Алмазного фонда и валютные средства на счетах Внешэкономбанка бывшего СССР.
О важности этого соглашения для России высокопоставленные российские чиновники начали твердить еще в 2014-м. Например, помощник российского президента Юрий Ушаков сказал тогда, что списание долга открывает РФ и Узбекистану новые возможности для наращивания торгово-экономических связей, в частности, увеличения российского военно-технического присутствия в Узбекистане, включая поставки вооружения и современной военной техники на условиях частичного кредитования.
И вот теперь, полтора года спустя, заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, выступая в Госдуме, заявил практически то же самое: «Подписанное соглашение будет способствовать установлению дополнительных возможностей для наращивания военного, экономического и политического сотрудничества России и Узбекистана».
«Ратификация соглашения будет иметь серьезное политическое значение для развития двусторонних отношений. Узбекистан непростой для РФ партнер – это одна из стран бывшего СССР, где присутствие России весьма и весьма дозировано, а русскоязычное пространство сокращено до предела. Вместе с тем, в этом государстве проживает миллион наших соотечественников», — высказался по этому поводу председатель комитета Государственной думы по делам СНГ Леонид Слуцкий.