«У гаишников есть негласное правило — человека на мотоцикле не трогают, если он не нарушает» — утверждает президент Ассоциации байкеров Казахстана Дмитрий Петрухин.
— Дмитрий Иванович, разделяетесь на мотоциклистов и байкеров?
— Скорее всего, все мы мотоциклисты. Слово «байкер» пришло с Запада. Оно означает – «человек на двух колесах». Не наше слово.
— Вы знаете, я лояльно отношусь к этим словам. Язык ведь обогащается, не обедняется. Хотелось бы представить вашу биографию. Вас знает весь мир. И через вас знает Казахстан. За что, наверное, и наградил вас президент двумя орденами «Құрмет» и «Достық». Это пропаганда нашей республики.
— Конечно.
— Тогда ответьте, почему в нашем мегаполисе, загроможденном машинами, по недавним подсчетам, вместе с въезжающими до 1 млн автотранспортных средств в день, запрещено движение мотоциклов?
— Это с далеких советских времен тянется. Я тогда был еще пацаном. Знаки висели на центральных улицах.
— Да? Я не увлекался мотоциклом.
— Висели знаки – мотоциклетное движение запрещено. А когда в 1991 году Казахстан стал независимым, знаков с каждым годом становилось все больше и больше. Я не знаю, как это делает руководство ГАИ или ДВД. Таким образом они улучшают движение.
— Вы – депутат маслихата, представитель огромнейшей армии байкеров. Кстати, сколько у нас байкеров?
— По Казахстану 11 тысяч зарегистрированных.
— Это очень мало.
— Верно. Но свободных незарегистрированных байкеров очень много. Просто на дорогах их не видно.
— Вы – депутат и не знаете, откуда появились знаки на дорогах.
— Все я знаю. Есть такие байки с советских времен.
— Байки от байкера. Замечательно!
— В советское время, когда мы еще катались на ИЖах, на Явах, была такая байка. Какой-то мотоциклист проехал по луже и обрызгал жену крупного чиновника. После этого появился знак — не должно быть таких хулиганов. С тех пор знаки так и висят. Как депутат, я боролся и борюсь с этим.
— Но все говорят – Дмитрий Иванович, пусть висят, не надо ездить по центру города.
— Есть байкеры, которые гоняют по центральным улицам с прямотоками. Но их не так много, как машин.
— Давайте без лукавства! Большинство гоняют. Мотоциклы с прямотоками. Рев среди ночи, когда все спят. Это байкеры?
— Все думают, что это байкеры. На самом деле это машины с прямотоками проезжают. Байкеры себе такого никогда не позволят.
— Кроссовые мотоциклы ездят по Алматы.
— Кроссовый мотоцикл не ревет как спортбайк, у которого нет глушителя или стоит прямоток. Тут столько децибелов, что полгорода проснется.
— Значит, хотя бы одна причина уже есть, чтобы запретить мотоциклетное движение по многим улицам города.
— Василий Васильевич, на самом деле запрещать нельзя. Почему мне должны запрещать, если я такой же налогоплательщик? Я имею права, документы и техосмотр. Есть нарушители, которых надо наказывать. Я еду на мотоцикле как депутат. Зная, что есть такой негатив, хочу запретить движение подобного автотранспорта в ночное время с 23:00 до 6:00, чтобы не мешал отдыхать.
— Надо запретить прямотоки и на мотоциклах, и на автомобилях.
— Да, они запрещены. Другое дело, что нужно работать ГАИ и определять таких нарушителей.
— Есть еще такая служба как общественное воспитание, общественное порицание. Вы – байкеры. Я к байкерам отношусь с большим уважением. Это люди увлеченные. Они полюбили нечто и работают на это. У вас не только штаны и куртка кожаные, но даже запонки байкерские. И это во мне вызывает уважение. Это же нужно так себя ценить и заставить других ценить то, что любишь ты. Соберите байкеров и скажите – мужики, с этим хулиганьем на двух колесах с прямотоками мы сами разберемся.
— На самом деле мы проводим такую работу. Я же президент своего клуба. Они на меня не работают. Это общественное движение. Мы собираемся, проводим фестивали, проводим шествия по городу с флагами Казахстана, с флагами городов.
— Не буду называть страну, но недавно там байкеры собрались и отправились помогать делу справедливости. Поехали на полуостров и навели порядок. Почему вы не можете этих обормотов, не могу по-другому сказать, с прямотоками привести к нормальному бою? Это же сила! Это общественность.
— В нашем городе, во всей стране есть огромное уважение к нашему движению. Пример тому — Петрухин, который занимается байкерским движением. Мне очень приятно, что руководство города, руководство страны и общественные организации очень положительно к нам относятся, приглашают на различные мероприятия. Но опять же, по одной стороне нас гладят, по другой — пинают.
— Я тоже прекрасно помню тот момент, когда все началось на руководящем уровне. На Медеу, сейчас я вам напомню, был Имангали Тасмагамбетов со свитой. В этот момент вы приехали с небольшой группой, человек 10. Имангали Тасмагамбетов попросил у вас мотоцикл прокатиться, а потом сказал: «Ребята, вы же большая сила – общественное движение! Я вам помогу». Было такое?
— Было. Я хочу сказать, что нам везде «зеленый свет». Даже после того, как Имангали Нургалиевич ушел работать в другой город, Ахметжан Смагулович поддерживал нас и поддерживает. Сейчас господин Байбек… Да он такой же. Он несколько закрытый, потому что аким, а это очень высокая должность. Он не может гонять по городам и странам с флагом, как Петрухин. У него своя работа. Но он ездит на мотоцикле в шлеме из темного стекла.
— Не узнать.
— Я думаю, каждый человек выбрасывает свой адреналин, будь то на мотоцикле, на лыжах или просто идя в горы…
— Я еще добавлю, не обязательно 120 км/ч, можно 30 км/ч в правом ряду, а не между машинами – поцарапать их ручками, подножками и умчаться. Вот о чем речь.
— Точно.
— Вы 2-3 десятка стран точно объездили.
— 15 десятков.
— Да вы что! Скажите, где еще так плохо относятся к байкерам, как у нас?
— Василий Васильевич, к нам плохо не относятся. Другое дело, имея знаки «мотоциклетное движение запрещено», люди все равно ездят на мотоциклах – кто-то на работу, кто-то домой.
Есть такая негласная договоренность – не нарушает, пусть ездит. Но знаки не хотят снимать
— Почему?
— Не знаю.
— Чем объясняют? Не может быть без причины.
— Есть машины и водители, которые не имеют ни морального, ни физического права ездить по улицам города,
потому что у них нет ни техосмотра, ни прав, пьяные. Он проедет – гаишник на него даже не посмотрит. А если едет мотоцикл – стоять!
— А тот не останавливается.
— Бывает такое.
— Вы знаете, 30% всех ДТП по вине байкеров – подрезал, подъехал, поцарапал, ударился и убежал. Это я вам точно говорю.
— В семье не без урода.
— Так уродство сплошное получается. Мы с вами потихоньку подходим к тому, почему люди ненавидят байкеров. Вот это вопросы, которые мне прислали вчера за один день. Я только бросил клич, что завтра буду встречаться с Петрухиным. Какая польза от байкеров в городе? За что обыватели ненавидят байкеров? Есть ли какая-то особая взаимовыручка у байкеров? Вот это хороший вопрос.
— Это во всем мире так. Человек, который едет на двух колесах, — друг любого байкера. Он всегда придет на помощь. Вот там был смешной вопрос.
Какая польза от байкеров? А какая польза от человека, который едет на большой машине и занимает много места на дороге?
Из-за машин такие пробки в городе. Вот метро построили, вот автобусы, вот вам линию освободили. Езжайте! Зачем ты едешь на джипе или на микроавтобусе один. Крутой! А мы едем на мотоцикле.
— И занимаете мало места.
— Я работаю депутатом. Еду на встречи. Я не еду со свитой на встречу с избирателями, чтобы сказать – вот я, Петрухин, приехал на таком большом транспорте. Я приезжаю на нормальном мотоцикле. Поставил, снял косуху, у меня пиджак, рубашка, галстук, если это надо. Иногда и в байкерской одежде.
— Дело же не в оболочке, а в содержании. Мы с вами уже вычислили, какая польза. По крайней мере в двух ипостасях – меньше места занимает на дороге, значит меньше пробки. И выхлопные газы у маленького двигателя байка наверняка меньше, чем у восьмицилиндрового монстра.
— Конечно. Двигатель 1-2 цилиндра. Бывает — 4.
— Кстати, как рассматривается электродвигатель для байка?
— У меня даже тема есть такая – электродвигатель, электромотоцикл. Вы знаете, что тема энергии будущего в преддверии EXPO 2017 – самая главная. И сейчас наше географическое общество, директором которого я являюсь, хочет разработать проект проезда по некоторым странами именно на электромотоцикле. Я веду переговоры с китайской компанией, которая уже может предоставить такие мотоциклы. Он будет ехать на солнечных батареях – насколько их хватит. Но это имидж нашего проекта EXPO 2017 «Энергия будущего». Думаю, это будет здорово. Потому что еще никто в мире не ездил по миру на электромотоциклах. До выставки есть еще 1,5 года. Я думаю, у нас получится этот автомотопробег.
— Я тоже был во многих странах мира и видел, что байкерское двухколесное движение превалирует. Особенно в Азии. И это, наверное, правильно. Все люди имеют право передвигаться. Если перейдем на электродвигатель, то прямотоков не надо. Я бы хотел передать вам наказы наших зрителей. Давайте вернемся к началу вопроса – мотоциклисты и байкеры. Я так понял из разговора, что байкеры – это сообщество, общественное движение. Это люди, готовые прийти друг другу на помощь. Они ездят на хороших мотоциклах, не дребезжащих. Они одеваются по своей байкерской моде. Кстати, сколько примерно стоит эта ваша экипировка?
— Эта экипировка пришла из Москвы. Мне на день рождения подарили «Ночные волки». Есть такой клуб, наши друзья. Все можно приобрести и у нас. Стоит недешево. Все-таки именное.
— Еще вот реплика читателя: «мотоциклисты – это хулиганье, которое шныряет между машинами, доставляет нам неудобства прямоточным выхлопом, которое устраивает ночные кружения по площадям с ревом и гамом, с визгами и пьяными выкриками». У нас столько земли. Дмитрий Иванович, попросите за городом какой-то мотодром. Пусть там ребята занимаются.
— Уже дали. Будем работать.
— Я могу вам только аплодировать. Избавьте город от рева прямотоков, сходок мотоциклистов, которых я не называю байкерами, и гонщиков неудержимых. И у нас с вами все будет… Как говорят байкеры?
— Abgemacht.
— Все будет abgemacht. Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь