Новая силовая структура – местная полицейская служба, создана с начала 2016 года. С чем это связано и не станет ли Казахстан в глазах мировой общественности полицейским государством? С этими вопросами мы обратились к начальнику местной полицейской службы Алматы Жасулану Байкенову.
— Здравствуйте, господин подполковник!
— Здравствуйте! То, что мы – полицейское государство – сильно сказано. Мы – демократическое государство. В реализации 30-того шага Плана Нации по исполнению 5 реформ главой государства 2 ноября 2015 года был подписан закон, касающийся местной полицейской службы. Эта служба начала функционировать с 1 января 2016 года.
— Сегодня 12 января – значит вы уже 12 дней при исполнении.
— Так точно. Принятым законом в качестве основных направлений в деятельности местной полиции является: первое — профилактика правонарушений, второе – охрана общественного порядка, третье – обеспечение дорожной безопасности, четвертое – предупреждение и пресечение административного правонарушения, пятое – это производство по делам административного правонарушения и досудебного расследования в протокольной форме по уголовным проступкам.
По ДВД Алматы в местную структуру полиции вошли участковые инспекторы в количестве 481 человек, в том числе 81 человек — их помощники…
— То есть из ДВД взяли спектр участковых и инспекторов и перенесли, не добавляя штатной численности.
— Да. Туда же перешли и сотрудники ювенальной полиции – инспекторы по делам несовершеннолетних (286 инспекторов и 196 школьных инспекторов), сотрудники природоохранной полиции (47 человек), инспекторы по защите прав женщин от насилия, а также дорожно-патрульная полиция (1390 единиц).
— Здесь я уточню. Только дорожно-патрульная полиция или весь аппарат, который раньше назывался Управлением дорожно-патрульной полиции?
— Только дорожно-патрульная полиция.
— Те, кто на дороге регулирует движение и помогает водителям.
— Так точно. Также сюда вошли 2 спецприемника-распределителя лиц без определенного места жительства и без документов, а также приемник-распределитель для административно-задержанных и арестованных.
— Надо сказать, под вами огромная сила. Еще раз уточню. Это было добавление штатных сотрудников МВД или просто функции разделились?
— Просто разделились функции. Это одно управление административной полиции. Перечисленные сотрудники перешли в местную административную службу.
Общая численность полицейской службы по Алматы составила 2308 человек
— Это произошло по всему Казахстану или только у нас?
— По Казахстану 25000 сотрудников перешли в местную полицейскую службу.
— Кому вы подчиняетесь в первую очередь?
— Должность начальника местной полиции приравняется к территориальным заместителям начальника ДВД, прямое подчинение МВД. Также у нас будут начальники территориальных полиций местных подразделений, которые наделены правом заместителей начальников УВД районов. У них тоже имеется свой организационный отдел, участковая и ювенальная полиция. В настоящее время
акимы районов наделены правом ставить перед местной полицейской службой задачи по охране общественного порядка
— Акимы районов и аким города соответственно?
— Соответственно. Профилактика правонарушений, безопасность дорожного движения и пресечение уголовных правонарушений. Необходимо отметить, что в силу вступает законодательный запрет на привлечение сотрудников местной полиции на выполнение задач, не связанных с функциональными обязанностями.
— Опа! У меня прямо на языке этот вопрос. Я помню, как в прошлом году были связаны экологические подразделения в полицейских структурах. И первое, что сделали некоторые районные акимы, выгнали их на базары — там ваша деятельность. Не получится ли так, что вы будете бороться только с какой-то несанкционированной торговлей?
— Этого не будет. Поэтому и была создана местная административная полиция. У нас будут начальники отделений. Также этот вопрос будут контролировать СМИ руководства УВД. Например, инспекторам природоохранной полиции по функциональным обязанностям положено бороться с вырубкой деревьев, нарушением благоустройства. Несвойственными задачами они теперь заниматься не будут.
— В природоохранном отделении — те, кто не справился с оперативной работой? Давайте честно скажем.
— Нет. Это те же самые полицейские, которые взаимодействуют с акиматом. Есть экологические отделы. Есть у нас специализированные природоохранные полицейские. Это вырубка деревьев, жестокое обращение с животными, занесенными в Красную книгу, нарушение благоустройства.
— Не попадут ли они в негласное подчинение к главным специалистам районных экологических отделов?
— Нет. Местная полицейская служба будет находиться в структуре МВД. Вопросы обеспечения и правовой статус – все при МВД. Законом определена отчетность руководителей местной полиции. Это 2 раза в год перед акимами и местным сообществом и 1 раз в год перед населением. То есть сотрудники местной полиции будут подотчетны.
— Вот аким города, перейду на личность, выбрал вас в качестве первого руководителя такой сложнейшей структуры. Как это происходило? Думаю, всем интересно. Пришел аким города в ДВД, походил по кабинетам, посмотрел – вот этот мне нравится, давайте его назначим.
— Такого не было. Как вы знаете, я был заместителем начальника административной полиции: курировал службу участковых инспекторов, природоохранной полиции, ювенальной полиции, состоял в резерве кандидатов на руководящие должности. По представлению министра внутренних дел…
— Все-таки министр говорит — выберите из этих кандидатов.
— На имя акима города Алматы было направлено представление назначения меня на должность начальника местной полицейской службы. Согласовано с акимом и направлено на сессию маслихата, где депутаты путем голосования выбрали меня. Далее распоряжением акима Алматы я был назначен на эту должность.
— Вы предварительно имели разговор с акимом города?
— Так точно.
— Перед депутатами отчитывались. Сегодня достаточно заглянуть в интернет, чтобы весь ваш послужной список оказался достоянием гласности. И мы это сделали. Оказывается, вы – бывший пограничник, служивший в Чунджинском пограничном отряде. Затем была специализированная учеба. У вас высшее юридическое образование. Но самый главный фактор, который я отметил, — вы прошли все должности, начиная с помощника участкового. То есть никто не посадил вас на высокую ветку и не сказал – вот этого парня не трогайте. И даже на последней должности замначальника управления административной полиции за особые отличия в выполнении заданий вы удостоены звания подполковника досрочно.
— Так точно.
— Перед нами профессионал, который всегда занимался этим делом. И вот опять вопрос. А почему бы так не оставить? Вы – замначальника управления административной полиции. Под вами все те же подразделения. Почему есть необходимость в создании местной полицейской службы, которая будет одним крылом под акиматом, другим под МВД. Что это дает?
— Подотчетность местной полицейской службы местному населению позволит обеспечить открытость, гласность сотрудника полиции к сообществу, приблизит деятельность полиции к потребностям населения. В целом повысит уровень его доверия.
— Ну да. У нас аким города работает достаточно открыто, я бы сказал, откровенно. Новая программа развития Алматы. То же самое, наверное, происходит в других городах и регионах. Прошло 12 дней как вы вступили в должность. Вы Новый Год отмечали дома?
— Мы как всегда были на охране общественного порядка.
— И 1 января уже приступили к исполнению своих служебных обязанностей. Чем характерна первая декада января для мегаполиса – самого большого города страны, привлекательного для преступного элемента?
— В январе сотрудниками местной ювенальной полиции были проведены акции, в которых были установлены 43 правонарушения, когда дети находятся вне жилища в ночное время суток без законных представителей. Участковыми инспекторами были проведены рейдовые мероприятия по безбилетным пассажирам. Как вы знаете, у нас вступила в действие карточка ОҢАЙ. Также рейдовые мероприятия по нулевой терпимости, нарушению торговли в неустановленных местах, мелкому хулиганству. Вы знаете, что
было изменение в административном кодексе: выброс бытового мусора является нарушением правопорядка.
— Да. Мы, журналисты, тоже активно за этим следим.
— Бывает, что окурки бросают, семечки щелкают. Также у нас ежедневно с 7:30 до 9:30 выставляются посты по пробкам.
— А вы во сколько на работу прибываете?
— Я в 7 часов уже на работе.
— А с работы?
— Как работа закончится.
— Вы просите Аллаха, чтобы вечером ничего не случилось. Потому что у вас трое детей, они тоже должны видеть папу.
— Бывает, иногда видят. Для воспитания есть мама.
— Такая служба. Трудно сказать, что вам выпала карта быть любимцем публики. Без выходных, без праздников. Но мегаполис этого требует. Никуда не денешься. Вы сами проводите развод патрульных, которые выезжают на службу на улицы города?
— В районных подразделениях проводят начальники УВД. В настоящее время — начальники местной полицейской службы. Ежемесячно бывает общий развод. Ежедневно утром селекторное совещание, в котором участвуют все. Доводятся все негативы, решаем, в каком направлении нужно активизировать работу.
— Мнения водителей разделились. Мы говорим о том, что у нас зарегистрировано порядка 600 тысяч автомобилей, плюс въезжающие. В летний период — до 1 млн машин. Часть водителей говорит, что нужно ужесточить штрафы и более жестко спрашивать с нарушителей ПДД. Другая часть говорит, что штрафы слишком высоки, а сейчас кризис. Как вы к этому относитесь?
— Все нужно делать по закону. Водитель должен соблюдать требования. Если не он, то другой из-за него совершит ДТП. Зарегистрированное население — 1 млн 600 тысяч. Дети, которые в школу ходят. Зимний период считается опасным – скользко.
— Буквально недавно депутаты подняли вопрос о снижении штрафов за нарушения на дорогах. Эти поправки уже вступили в силу?
— Пока нет. Все по-старому. Только МРП поднялся – 2121 тенге.
— Вот исходя из этого МРП думайте – нарушать или нет. Вы ездите на обычной машине без мигалок. Вам самому приходится принимать участие в задержании или делать замечание, если перед вами потасовка? Или вы вызываете сотрудников?
— Так как я являюсь сотрудником полиции, у меня те же функциональные обязанности – бороться и пресекать. Бывает, что я останавливаюсь и пресекаю. Если человек не останавливается, я постоянно хожу с рацией, передаю информацию для задержания.
— Приведу пример. Недавно у нас перед студией подрались молодые люди. Мимо проходил старший лейтенант полиции. Мы ему с крыльца кричим – дорогой, помоги разобраться. Он говорит – я не при исполнении. Что это значит?
— Все сотрудники полиции, которые надели погоны, должны пресекать правонарушения. Если это не его территориальный участок, он должен передать.
— То есть сотрудник полиции обязан вмешиваться круглосуточно.
— Да, обязан.
— Это и будет самой главной задачей местных сил полиции. Мы всегда должны быть под присмотром. Время, как говорит Нурсултан Абишевич Назарбаев, наступает тяжелое. Нужно помогать друг другу в этом кризисной фазе, в которую вошел весь мир. Я благодарю вас! Мы представили первого начальника муниципальной полиции Алматы. Говорю так, потому что ваше имя войдет в историю. Когда-то начнется отсчет, кто был первым, вторым, третьим. Вам доверена такая высокая миссия. Хочу пожелать вам успехов на этом поприще на благо всем нам! Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь