16 февраля, во вторник, Россия и страны ОПЕК договорились заморозить добычу нефти на уровне 11 января. Эксперты по разному оценивают будущее влияние достигнутых договоренностей на рынок нефти. Причем мнения — диаметрально противоположные.
Так, финансовый аналитик ГК EXNESS Сергей Кочергин (Россия) считает, что «заморозка» добычи нефти Россией и странами ОПЕК будет способствовать установлению в этом году цен на нефть не ниже 31,64 доллара за баррель (сценарий с падением цен к 10 долларам за баррель уже можно исключить как крайне маловероятный). Кроме того, при цене барреля ниже 50 долларов производство сланцевой нефти в США будет по-прежнему сокращаться, что входит в планы России и ОПЕК.
Если бы Россия и ОПЕК согласились сократить производство нефти всего на 5% (то есть на 2,125 млн баррелей в сутки), то это бы устранило дисбаланс между спросом и предложением на нефтяном рынке, и цены на нефть в этом случае быстро бы вернулись в диапазон 45-50 долларов
Между тем, обозреватель Forbes (США) Арт Берман полагает, что «замораживание» объемов добычи нефти, о котором объявили несколько стран-членов ОПЕК и Россия, не является сокращением и по большому счету бессмысленно. Заморозку не поддержали Иран и Ирак. Судя по всему, в соглашении участвуют только Саудовская Аравия, Россия, Венесуэла и Катар.
«Что оно представляет собой на самом деле?
В принципе, это пустой и циничный жест, который почти наверняка приведет к очередному «ложному» повышению цены, которое долго не продержится
Рост доходов ОПЕК будет временным, — пишет Берман, но тут же оговаривается, — В данный момент нет уверенности в том, что после этого заявления произойдет что-либо существенное, хотя любую динамику нужно будет воспринимать уже как нечто положительное».
А вот агентство Reuters пошло еще дальше: он собрало комментарии западных банков о влиянии достигнутых договоренностей на рынок нефти.По мнению аналитиков Deutsche Bank соглашение окажет слабое влияние на рынок: «Мало того, что разговоры перешли от сокращения добычи лишь к замораживанию, данное предложение еще исходит от производителей нефти, которые в любом случае не собирались наращивать объемы добычи (Россия, Венесуэла, Саудовская Аравия и Катар)», — приводит агентство их заявление.
В Barclays считает, что даже если соглашение и будет успешным, то рост цен на нефть, к которому оно может привести, будет ограниченным: «ОПЕК по-прежнему сталкивается с дилеммой между более высокими ценами на нефть и долей на рынке, достичь обеих целей она не в состоянии», — говорится в комментарии Barclays.
Как утверждают эксперты, любое положительное влияние на нефтяные цены зависит и от других основных ее производителей:
Хотя объявленное соглашение является первым конкретным шагом ограничить добычу, впереди остается много трудных переговоров, чтобы соглашение реализовалось,
— отмечается в комментарии.
По мнению экспертов Commerzbank, успех соглашения будет зависеть от того, поддержат ли его Иран и Ирак: «Теперь, когда санкции сняты, Иран вряд ли будет готов оставить добычу нефти на уровне 2,9 млн баррелей в день, учитывая, что главным приоритетом Тегерана является вернуть долю рынка, которую он утратил», — приводит Reuters комментарий банка.
Что получаем в итоге? Как бы то ни было, дальнейшего снижения цен на нефть ожидать не стоит, а значит и соотношение 400 тенге за 1 доллар (как это усиленно пророчили многие «эксперты») нам пока не грозит.