5 февраля, выступая на коллегии Министерства образования и науки РК, заместитель премьер-министра Дарига Назарбаева предложила поменять организационно-правовой статус казахстанских школ, передает пресс-служба главы правительства.
«Мы хотим дать школам большую хозяйственную самостоятельность, поменять организационно-правовой статус, чтобы школа могла оказывать дополнительные услуги и сама зарабатывать», — заявила вице-премьер. По мнению Назарбаевой, за счет доходов от предоставления этих дополнительных услуг школы смогут самостоятельно решать мелкие проблемы и материально поощрять лучших своих педагогов.
Зампремьера предвосхитила будущие опасения, что указанные доходы будут исчезать в карманах школьных руководств. «…Этими заработанными деньгами директор школы единолично не может распоряжаться, для этого есть общественные советы при школе, где родители играют роль «первой скрипки» и совместно с учителями принимают решения», — сказала дочь президента.
Кроме того, Назарбаева упомянула о нововведениях в финансировании общеобразовательных учебных заведений.
«Мы начали внедрять подушевое финансирование. Москва уже несколько лет как внедрила и говорит о том, что результаты очень хорошие, — рассказала вице-премьер. — Сегодня за ребенком деньги идут в ту школу, в которую он идет. Сегодня школы зависят от детей, они пересматривают свои штатные расписания, структуру, оптимизируют расходы. Они за детей борются».
Методика подушевого финансирования заключается в определении объема денежных «вливаний» в школу в зависимости от численности обучающихся в ней детей. Таким образом, школы начинают конкурировать, соревнуясь друг с другом за привлечение как школьников, так и лучших (или по крайней мере считающихся таковыми) учителей.