Хотите повышения цен на авиабилеты? Будет! С таким посылом выступила Мира Туякбаева, представитель комитета по защите конкуренции миннацэкономики во время дискуссии в Нацпалате предпринимателей: «Если авиакомпании Казахстана обяжут проходить аудит IOSA, рынок будет монополизирован, а тарифы на перевозки вырастут».
Напомним, в конце 2016 года авиакомпания Bek Air начала открытое противостояние с Министерством по инвестициям и развитию, а также с его структурным подразделением — комитетом гражданской авиации, подав на них в суд за издание, по мнению авиаперевозчика, антиконституционного приказа об обязательном прохождении дорогостоящего аудита IOSA, действие которого началось 1 января 2016 года.
Претензии Bek Air к госорганам основаны на том, что, во-первых, дополнительные обязательства, прописанные подзаконным актом, отсутствуют в основном авиационном законе — об использовании воздушного пространства. Во-вторых, аудит IOSA проводится международной неправительственной организацией IATA, членом которой Казахстан не является. В-третьих, на безопасность полетов аудит никак не влияет, поскольку изучаются только документы, но не состояние воздушных судов. В-четвертых, этот
аудит стоимостью свыше 1 млн долларов, естественно, ляжет на плечи рядовых пассажиров
Позиция антимонопольщиков отражена в протоколе заседания в Нацпалате, состоявшегося 12 января.
«Представитель комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции выразил мнение, что
применение норм касательно наличия сертификата аудита IOSA могут привести к ограничению конкуренции на внутренних регулярных авиаперевозках,
а также что эти требования актуальны для более крупных авиакомпаний. Для низкобюджетных региональных компаний, которые осуществляют внутренние перевозки по более низкой стоимости, прохождение этого аудита создает определенные сложности. В целом, применение данной нормы приведет к монополизации рынка и увеличению стоимости тарифов авиаперевозок», — говорится в документе.
Однако в числе рекомендаций мнения антимонопольщиков не оказалось. Зато появился ряд других конструктивных предложений.
Незамедлительно, в этот же день, 12 января, на сайте НПП РК была размещена информация о том, что спор Bek Air с Комитетом гражданской авиации (КГА) урегулирован. Однако национальное бизнес-объединение поторопилось с выводами.
КГА, как оказалось, действительно разослал в авиакомпании письмо, но почему-то оно не соответствует тем договоренностям, которые стороны достигли на заседании в Нацпалате.
— В протоколе написано, цитирую вам дословно: «Рекомендовать КГА внести соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты Республики Казахстан для применения на территории РК стандартов аудита IOSA», — прокомментировал нам ситуацию представитель Bek Air Нурлан Жумасултанов. — Что пишет в своем письме Комитет? Уловите разницу: «Комитетом прорабатывается вопрос в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации» применения требования аудита IOSA и установления механизма выдачи и отзыва допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок». Обратите внимание,
комитет либо случайно, либо с умыслом подменил в письме слово «стандарты» на «требования»
То есть их письмо теперь носит двоякое толкование. Ведь «применение стандартов аудита» и «применение требования аудита» — совсем разные вещи. Кроме того, председатель комитета Бекен Сейдахметов в своей рассылке по авиакомпаниям почему-то не указал о такой договоренности как год подготовки перед аудитом. Наша авиакомпания еще 19 января обратилась с запросом в министерство с просьбой направить нам повторное письмо с исправлениями, чтобы закрепить договоренности уже на бумаге. Прошло уже 10 дней, однако письма мы так и не получили.
В протоколе январского заседания в Нацпалате есть любопытный момент:
КГА откровенно признал, что не имеет прямого механизма по отзыву у авиакомпаний разрешений для выполнения внутриреспубликанских регулярных полетов
С одной стороны, это выглядит так, что власть осталась без власти. А с другой, что поправки комитету гражданской авиации нужны исключительно для того, чтобы иметь рычаги сведения счетов с неугодными авиакомпаниями. И в том, и в другом случае такая важная составляющая, как безопасность полетов, осталась где-то сбоку.
— Если в комитете считают, что аудит IOSA — это крутая проверка на состоятельность авиакомпаний, пусть стандарты IOSA национализируют в наших законах и проверяют их соблюдение на здоровье. Мы против прямого действия каких-либо иностранных стандартов на территории нашего независимого государства, а также навешивания на нас дополнительных расходов, без которых вполне можно обойтись, — резюмировал Нурлан Жумасултанов.
Также он добавил: если комитет гражданской авиации внесет необходимые корректировки, компания готова отозвать из суда свой иск к министерству. Между тем, первое заседание по иску Bek Air к Министерству по инвестициям и развитию назначено на 11 февраля в Специализированном межрайонном экономическом суде Астаны.