Изменится ли стоимость штрафов в 2016 году? Нужны ли детские кресла? Сколько ДТП в год происходит в Алматы? На эти и другие вопросы ответил гость студии — заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы Жандос Мураталиев.
— Жандос Дуйсенбаевич, здравствуйте! Вы такой доброжелательный, словно не из ГАИ…
— Меня часто спрашивают: как ты в ГАИ оказался?
— Вот и расскажите, как сегодняшним молодым людям стать инспекторами дорожной полиции?
— В первую очередь, нужно иметь юридическое образование или окончить Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени Тынышпаева, где есть факультеты организации дорожного движения и организация перевозок.
— То есть нынешние офицеры — все с высшим образованием. И их там же воспитывают?
— Да. Почему юридическое? Потому что там они изучают все кодексы: Правила дорожного движения, Административный кодекс, Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный.
В 1997 году я закончил юридический факультет КазГУ им. Аль-Фараби. Потом по распределению пошел работать дознавателем в РОВД Бостандыкского района, через 2 года — в отдел дознания по дорожно-транспортным происшествиям. То есть был инспектором этого отдела. Потом отдел расформировали в отдел дознания при Управлении дознания ДВД Алматы. В общем, на протяжении 9 лет я рассматривал дела по ДТП.
— Очень характерная тема сейчас для Алматы – ДТП. Сколько в сутки ДТП у нас фиксируется?
— В среднем поступает около 200 вызовов. За сутки оформляется 70-80.
— Те, которые дальше пойдут в суд на рассмотрение?
— Да. Бывает, что мы приезжаем на место, а они уже разъехались.
— Это много или нормально?
— В сравнении с прошлыми годами — меньше.
— Скажите, а сколько машин передвигается по самому большому городу Казахстана?
— Сейчас в городе зарегистрировано 555 тысяч машин.
— Которые официально стоят на учете?
— Если точнее, то
зарегистрировано 555 тысяч 918 машин. Кроме этого, на всех въездах стоят камеры. И мы посчитали, что еще 200-300 тысяч машин заезжают в город
— С области?
— Да и транзитные. Кто-то с Рыскулова-Кульджинки заехал, а с Рыскулова-Саина выехал. В любом случае, они тоже засчитываются.
— Понятно. Раньше бы вы назывались начальником ГАИ города, потом начальником управления дорожной полиции. Сейчас вы – заместитель начальника управления административной полиции. С 1 января ввели еще и муниципальную полицию. Вы войдете в муниципальную полицию или там будет своя дорожная инспекция?
— В связи с Указом президента управление дорожной полиции было расформировано и создано Управление административной полиции, куда вошли и другие службы.
— Участковые туда вошли.
— Сейчас в Управление административной полиции входят участковые, ювенальные, природоохранные службы, полк дорожно-патрульной полиции, специализированный батальон дорожной полиции и такие службы как административная практика, процессинговый центр, отдел регистрационной и экзаменационной работы, отдел дорожно-технической инспекции, отдел автоматизации электронных услуг.
— В прошлом году было много разговоров о внесении изменений и дополнений в правила дорожного движения и административный кодекс. Потом что-то отменили, что-то добавили. Народ запутался. Нужны ли детские кресла, можно ли отключать свет днем? Давайте озвучим, что является обязательным с 1 января?
— Как вы сказали, с 1 января была создана местная полицейская служба. Начальник местной полицейской службы будет назначаться министром внутренних дел по согласованию с акимом г. Алматы и маслихатом города.
— Вот как.
— Два раза в год он будет отчитываться непосредственно перед населением Алматы.
— Это не как на Западе — черная полиция? Она может проверить, что у тебя в сарае хранится, почему белье на балконе висит?
— Нет. У них те же функции. Только начальник будет подотчетен непосредственно населению.
— А ДВД также сохранит свои функции. А вы войдете в местную полицию?
— Нет. Службы, которые я курирую, туда не входят.
— То есть если инспектор остановит главного специалиста районного акимата, тот не скажет через окошко: «брат, мы тут свои, что ты от меня требуешь?»
— Но они и сейчас не могут так говорить.
— Вот мы оба смеемся.
— Перед законом все равны.
— Действительно. Я хотел бы отметить, что офицеры дорожной полиции стали намного вежливее. Они с вас берут пример?
— Может, и с меня. Но мы каждый день инструктируем сотрудников дорожной полиции — утром и вечером. И первое, с чего мы начинаем – с соблюдения конституционных прав граждан: не хамить, не грубить, выполнять свои функциональные обязанности.
— С улыбочкой выписывать штраф тысяч на 30.
— Если водитель нарушил, мы обязаны выписать протокол.
— А если не нарушил, можно не останавливаться?
— Если мы остановили, то обязаны проверить документы.
— Кстати, кто придумал автопатрулирование? Я прекрасно помню (у меня 40-летний стаж водителя), на наиболее опасных участках и перекрестках всегда стоял инспектор с палочкой. Как его увидишь, моментом скорость сбавляешь и в правый ряд. А сейчас нечаянно по телефону разговариваешь, они тебе палочкой – на обочину. Так не должно быть. Давайте выставляйте своих полицейских.
— В целях эксперимента мы ввели автопатрулирование. Оно было поддержано населением города.
— Это демократично.
— Водители подняли этот вопрос. И только потом акимат и ДВД города поддержали этот вариант несения службы. В настоящее время мы работаем как с автопарулированием, так и в пешем порядке. Это законом нигде не запрещено.
— Здесь еще вот что. Когда опять появится человек с палочкой на дороге, то появятся и лжеинспекторы. Сколько в год задерживают патрулей-лжеинспекторов?
— За последние 2 года я не помню ни одного случая. Потому что и люди стали грамотными. Жетон, рация, жезл, поведение, разговор — все это показывает, лжеполицейский перед вами или настоящий.
— А вот вашу форму можно где-то купить? Как вы изношенную форму сдаете?
— Каждому сотруднику выделяют форму по норме из бюджета.
— А есть возможность утечки?
— Сейчас в любом ателье, где шьют форму сотрудника полиции, можно заказать.
— Вот видите. Я в начале разговора сказал – я бы в инспекторы пошел. А что мне учиться? Зачем меня воспитывать? Шутка, конечно. Давайте о штрафах. Пошел разговор, что с 1 января штрафы снижены, потому что казахстанцы сейчас не в состоянии платить, что сейчас заложено в административный кодекс.
— В парламенте идут дебаты по этому вопросу. Некоторые уже рассмотрели, нас поддержали. Некоторые отправили на доработку – по каким именно статьям снизить штрафы.
По странам СНГ, можно сказать, у нас самые высокие штрафы
Думаю, снизят на некоторые нарушения, которые не влияют на аварийность.
— Ой, не знаю. Наш народ пока понимает только жесткое управление. Я за штрафы.
— Правильно говорите. Судя по статистике, даже при высоких штрафах люди нарушают. Мы каждый день делаем статистику – количество правонарушений увеличивается. Даже по видеонаблюдению… Если ранее за 11 месяцев было 400-450 тысяч правонарушений, то…
— Не понял. Вы это в тенге говорите?
— Это количество.
За последние 11 месяцев число правонарушений на дорогах перевалило уже за 600 тысяч. Это только по видеофиксации. По административной группе — за 260 тысяч.
— А зачем тогда нам снижать? Карать, карать безбожно.
— Как заметил наш министр, у нас отмечается снижение ДТП как по городу, так и по республике. И погибших, и ДТП у нас меньше. Количество мелких ДТП – царапины — увеличилось. Но это связано с тем, что сколько гектаров земли к нам прибавилось в Алматинскую область. Многие магистрали города привели в соответствие нормам. Посередине – разделительная полоса. Наземные и подземные пешеходные переходы, которые стали дополнять лампами, чтобы пешеход был виден.
— Многие гости завидуют нашим дорогам и благоустройству, особенно количеству дорогих автомобилей. Во всей Украине нет столько мерседесов, как у нас в Алматы. Есть у нас и категория водителей, которых большинство называет неприкасаемыми. Я прямо по точкам могу перечислить. Это студенты КИМЭП.
— Я что-то давно не слышал о неприкасаемых.
— А вы поезжайте на ул. Валиханова. Вокруг КИМЭП на две стороны запрещены парковки — стоят благополучно эти ребята. Пройти невозможно.
— Это не говорит о том, что они неприкасаемые, а что у нас не хватает…
— Инспекторов.
— Не хватает мест для парковки.
— И вы закрываете глаза на это.
— На пр. Абая ввели обособленную полосу для общественного транспорта. Сейчас с пр. Абая все побежали на поперечные улицы и паркуются. Мы на этой улице несколько отработок проводили, уже составили уйму протоколов, на штраф-стоянку забирали. Все равно нарушают.
— Я вам назову вторую точку. В ночное время — это ресторан «Алматы» по улице Желтоксан.
— Да, действительно много обращений было на сайт ДВД.
— Надо навести там порядок. По проспекту Достык гонки автомобилей с прямоточными выхлопными трубами. Как там живут люди, когда рев такой стоит? С прямотоками этими можно что-то сделать? Как-то оштрафовать?
— Оштрафовать можно. Но мы должны экспертизой доказать, что они не установлены заводским способом, а самодельно. Потому что сейчас есть машины с 5-литровым объемом. У заводского «Гелендвагена» с двух сторон выхлопы. Мы задерживали такой автомобиль, потому что поступали жалобы. Но проведя экспертизу, увидели, что все сделано заводским способом. Поэтому никаких мер применить не могли. А если мы доказываем, что это самодельное устройство, то за переоборудование наказываем штрафом 5 МРП.
— В нашу студию позвонил бывший зам начальника ГАИ Ковальчук. Говорит, что объездил много стран и в большинстве стран, где много машин, разрешен правый поворот на красный сигнал светофора. Может, нам тоже задаться этим вопросом?
— Во-первых, нужно внести изменения в ПДД. А правила у нас – это закон.
— Акиматом Алматы вносилось это предложение, но в Астане пока не поддержали. Вы со своим решением на уровне начальника ДВД и акима города не можете принять?
— Нет. Это принимается только на законодательном уровне. Кроме того, у нас не все улицы приспособлены к этому. И если такой поворот повлечет ДТП, то…
— Он не виноват – это разрешено. Много сложностей. Было такое решение – поставить регулировщиков на постамент в час пик. Я бы никогда не пошел в инспекторы, потому что за 2 часа регулирования движения на перекрестке надышишься этими выхлопными газами. Но служба есть служба. Не видно ваших регулировщиков в темное время суток. Может, для них сделать какие-то постаменты на перекрестках, как это было раньше?
— У нас основные — это около 30 перекрестков, утвержденных руководством, где в утренний и вечерний час пик выставляется регулировщик. Все назвать не могу. Но самый близкий от вас — перекресток ул. Сатпаева — ул. Сейфуллина.
— Да, стоит. А вот такой вопрос — наверняка приезжие не платят штрафы с камер? Уехал к себе домой и все.
— Действительно,
50% нарушений в Алматы делают водители из других регионов
Мы направляем штрафы судебным исполнителям по месту жительства. Рано или поздно сумма взыскивается и попадает в бюджет.
— Есть еще предложение — ввести график работы предприятий. Чтобы не все к 9 часам съезжались в город, кто-то с 7-8, кто-то с 10 может работать. Что-то подобное предпринимали коллеги в Астане. Оправдало себя?
— Видимо, нет. Поэтому в Алматы пока не будут вводить этот метод.
— И самый главный вопрос. Когда завязываются отношения водитель-инспектор, инспектор-водитель – то оба правы. 90% водителей спрашивают, почему меня остановили. Если инспектор действительно не прав, как быть водителю?
— В данном случае водителю нужно указать в протоколе, что он не согласен с предъявленным правонарушением. Затем в течение 10 дней прийти в административную группу, написать заявление на рассмотрение этого вопроса в административном суде.
— В ЦОН идти?
— Нет. В административный суд. Сначала прийти в административную полицию, расположенную на пересечении ул. Тимирязева и Байтурсынова, написать заявление, что на него был составлен протокол с данным правонарушением. Указать причину несогласия и попросить направить дело в административный суд. Либо же написать заявление непосредственно в административный суд. Судья рассмотрит дело.
— Потому что каждый доказывает свою правоту. Видеорегистратор играет роль?
— Конечно. У нас все патрульные машины сейчас оснащены видеорегистраторами и многие водители ими пользуются. Некоторые граждане требуют: «Покажите видеорегистратор. Что я нарушил?»
— Бывает, что человек нарушил не из хулиганских побуждений, а просто прозевал. Что делать?
— Некоторые моменты — как ремень безопасности или разговор по телефону, видеорегистратор не может записать. Но их видит сотрудник.
— Зачем вы это говорите? Пусть пристегиваются, пусть не говорят. Bluetooth сейчас есть в каждой машине – разговаривайте.
— Я хочу сказать, что сотрудник несет ответственность, составляя протокол. Он – представитель власти. Он выявил это правонарушение. Он обязан это делать.
— Когда-то такого не было. Останавливает инспектор – ты в его власти. Готовь рубль – он тебе оторвет талончик. Почему бы сейчас не сделать так, чтобы штраф можно было оплатить на месте? У вас в машине же можно поставить не только видеорегистратор, интернет, но и кассовый аппарат. Вы говорите, что будут снижены штрафы за некоторые нарушения. Так пусть оплачивают, чем потом стоять в очереди. Это самая неприятная процедура.
— Это все убрали…
— Чтобы не было контакта с деньгами. Бросьте вы!!! Кто захочет…
— У нас все банки второго уровня подключены к интегрированной базе. Если вы оплатите в них, то вам не нужно будет приходить к нам.
— То есть только одна очередь.
— Так же можно заплатить через egov.kz, лежа дома.
— Итак, мы с вами в 2016 году. Ваш совет водителям.
— Водители, не нарушайте правила дорожного движения.
— 30 км/ч в правом ряду – и езжай себе спокойно.
— На всех улицах у нас имеются дорожные знаки.
— Многие наши читатели обращались с вопросом – почему так мало светофоров? Еще не везде установлены светофоры. Не только в Алматы, но и по Казахстану? Это ваша прерогатива?
— Я, как руководитель, пришел в 2010 году. Тогда было 210 светофорных объектов. Сейчас 378 светофоров. То есть они увеличиваются с каждым годом, по мере выделения финансовых средств. За один год мы весь город не может обеспечить светофорами. Сначала к нам поступают обращения.
— Штрафных денег хватает для установки светофора?
— Хватает.
— А раньше летал вертолет над городом. Была польза от этих воздушных инспекций?
— Когда мы летали на вертолете, то отмечали более загруженные улицы. После многие улицы стали разгружать.
— Увидели болевые точки.
— Так мы разгрузили северное кольцо возле барахолки. В сторону микрорайона «Калкаман» сейчас нет заторов. Дошли руки и до рынка «Алтын Орда». Мы и дальше будем заниматься организацией дорожного движения, чтобы без затора можно было выехать из Алматы.
— Я не буду задавать последний вопрос о вашем прогнозе. Потому что, я думаю, он оптимистичный. Вы – человек с горящим взором, профессионал своего дела. Дай Бог, чтобы у нас не было хуже! Я понимаю, что количество машин у нас будет увеличиваться.
— Я же говорил, что работал дознавателем по ДТП со смертельным исходом. Тогда,
в начале 2000-х годов, в Алматы на дорогах в сутки погибало до 2 человек
Не помню точно, какой год, но показатель был 1,7 человека в сутки. А по прошлому году если брать, то за 11 месяцев погибло 134 человека.
— То есть даже не каждые сутки.
— Это на 34 погибших меньше, чем в прошлом году. Но для нашего Казахстана с населением всего в 17, 5 млн каждая человеческая жизнь ценна.
— В этом году нам 2 ЧП принесли трамваи, прославив нас на весь СНГ.
— Хорошо, что без человеческих жертв.
— А почему где-то промелькнуло, что инспекторы ГАИ виноваты?
— Чтобы уйти от ответственности. После этого следственный отдел и управление собственной безопасности занимались этим делом.
— Каков итог?
— По первому ЧП направили дело в суд.
— Значит, есть конкретные обвиняемые?
— Водитель трамвая.
— Но не инспектор ГАИ.
— Нет. Это халатность водителя.
— Вопросов еще много. Мы обязательно еще раз пригласим должностное лицо административной полиции самого высокого уровня. Алматы – самый большой город нашей страны и руководит миллионами автомобилей Жандос Мураталиев – полковник полиции. Спасибо за беседу!
Видеоверсию смотрите здесь