Журнал «Национальный Интерес» опубликовал работу, в которой попытался нарисовать общую картину новых китайских внешнеэкономических инициатив, которые комплексно называются «Один пояс — один путь».
«В 2015 г. Китай обозначил свой главный интеграционный проект — «Один пояс — один путь». Он предусматривает строительство новых и реорганизацию существующих сухопутных и морских маршрутов с целью более тесной привязки Китая к регионам, расположенным к западу и югу от КНР.
Экономический пояс «Шелкового пути» является проектом, в рамках реализации которого будет прорублено несколько экономических коридоров на Запад. Китай впервые заговорил об этом проекте в сентябре 2013 г. во время визита Си Цзиньпиня в Казахстан. В рамках проекта будут строиться новые железнодорожные линии, автострады, трубопроводы для транспортировки нефти и газа, телекоммуникационная инфраструктура и оптоволоконные магистрали. Все новые объекты будут простираться в разных широтах, но направляться строго в сторону Европы. Еще один коридор Китай проложит внутрь Юго-Восточной Азии в направлении «Китай-Пакистан» (Китайско-пакистанский экономический коридор) и по направлению «Бангладеш-Китай-Индия-Бирма», что даст выходы на порты Индийского океана.
«Морской шелковый путь 21-го века» начинается с основных портов КНР на юге, затем проходит через Южно-Китайское море, Индийский океан и Восточную Африку, потом идет на север к Суэцкому каналу (кстати, недавно расширенному) и далее — в Европу. В рамках реализации этого проекта Китай построит новые порты и модернизирует существующие. В частности, данный проект преследует цель расширить торговую и, наверно, военно-морскую деятельность в регионе Индийского океана.
Для финансирования проекта «Один пояс-один путь» Китай в конце 2014 г. создал Фонд «Шелкового пути», куда вложил 40 миллиардов долларов США. В апреле 2015 г. Фонд уже выдал первые 1,65 миллиарда долларов «Китайско-пакистанскому экономическому коридору» для строительства плотины гидроэлектростанции вблизи города Равалпинди.
Некоторые из проектов «Одного пояса-одного пути» будут финансироваться Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, капитализация которого на момент его официального открытия и запуска в работу 16 января 2016 г. составляла 100 миллиардов долларов США.
Несмотря на кажущийся альтруизм, все эти новые проекты и инициативы в первую очередь нужны экономике самого Китая, чтобы развить свои самые бедные внутренние провинции, которые сильно отстали от прибрежных районов Китая. Например,
в отношении Синьцзяна Пекин полагает, что ускоренное промышленное развитие растворит вопрос уйгурского экстремизма
Что касается многочисленных китайских государственных компаний, то они смогут более уверенно бороться за тендеры в странах, где Китай реализует свои проекты.
Проект «Один пояс-один путь» создается также с учетом некоторых геостратегических реалий Китая, вдоль восточных границ которого расположены мощные силы НАТО, в то время как в странах к западу от Китая власть США не так сильна. Дополнительные трубопроводы, соединяющие КНР с Центральной Азией, и транспортировка нефти с Ближнего Востока через Пакистан вместо Южно-Китайского моря, обеспечат больше безопасности доставки.
Сегодня Китай ввозит 70% импортируемой нефти через Малаккский пролив — подобие бутылочного горлышка между Малайзией и Индонезией. Китайские политологи опасаются, что в определенных ситуациях этот район может быть заблокирован военным флотом НАТО.
Некоторые обозреватели уже успели назвать «Один пояс-один путь» новым Планом Маршалла. Скачок Китая на запад может встревожить Индию и Россию, равно как и менее значимые и весомые государства на политической карте Евразии. Но эти начинания будут становиться все важнее в китайской внешней политике и экономике — собственно, они уже обозначены как важнейшие народохозяйственные задачи на 13-ю пятилетку».
Источник: The National Interest.