Борьба против торговли людьми для Узбекистана — не пустой звук. Власти принимают решительные меры законодательного и пропагандистского характера. Примерно около 3 млн граждан страны находится за рубежом. Торговцы людьми для вывоза своих жертв часто используют территорию Казахстана.
Ниже — выдержки из показаний граждан Узбекистана, ставших жертвой работорговцев, в ходе судебного процесса:
«На его предложение я согласился исключительно из-за материальных проблем. 16 дней мы трудились в Самальском районе Шымкентской области, потом Акылбек забрал нас в район Кайтмас-1. Он сказал, что оплатит нашу работу, и мы проработали 14 дней. По завершению нас избили четверо граждан Казахстана и заставили написать расписку о том, что у нас нет претензий к Акылбеку. Ночью мы сбежали в Тельманский район и перебрались в Узбекистан. Наши паспорта остались у гражданина Казахстана Акылбека».
«Зайнабиддин меня, а также Дониеёра Нарзиева, Козима Мардонова и Гайрата Эшниёзова продал гражданину Казахстана Аби аке за 50 тысяч тенге. Аби отвез нас в район Самал-3 Шымкентской области. Там он заставил работать несколько месяцев без зарплаты».
«Наш земляк Умар Каюмов сказал, что в Шымкенте мы можем заработать 300 долларов в месяц. Мы согласились и поехали с ним на заработки. Умар отвез нас к местному товарищу по имени Жонсерек. Мы два месяца работали на него, а потом, когда Жонсерек отказался заплатить, сбежали и с трудом добрались да нашей границы».
«Меня и двоих земляков продали за 400 тысяч тенге гражданину Казахстана по имени Жаркын».
«Зарина с помощью подозрительных людей незаконно пересекла Казахстанскую границу и села на авиарейс Шымкент-Стамбул. В Турции её встретила женщина, которая помогла оформить документы и добраться до Бангока. Там забрали паспорт и заставили работать в ночном клубе. «Я потратил $4500, чтобы тебя сюда пригласить, ты должна отработать эти деньги», — сказал ей трафикёр».
«Меня зовут Сабира, я попала в Дубай через Шымкентский международный аэропорт авиарейсом Шымкент-Шаржа. Хотя визы, разрешающей выезд в зарубежные страны, у меня не было. Мне помог Абдукахор. В Дубае меня заставили заниматься проституцией, после задержания местной полицией 24 месяца провела в тюрьме».
В последнее время в судебных разбирательствах все чаще звучит Казахстан и имена его граждан. Объясняется это тем, что в страну въехать несложно, также просто можно продолжить путь дальше. Законы Казахстана либеральны, барьеров для выезда из страны нет. Чего не скажешь об Узбекистане.
Самый популярный город для трафика людей — Шымкент, расположенный по соседству с Ташкентом
Попасть в него достаточно просто: либо официальным путем через пограничный пост, либо нелегально через бреши на границе. Протяженность государственной границы между Казахстаном и Узбекистаном огромная — 2200 км и до сих пор необустроена. Этим и пользуются торговцы живым товаром, или «трафикеры», как их сейчас называют в прессе.
Так в сентябре 2012 года молодая женщина Гульнара Адылова незаконно пересекла границу через пограничный пункт «Тулабий», чтобы попасть в Шымкент. Организаторами этой поездки стали проживающие в Ташкенте Азиза Турапова и Наиля Садыкова – профессиональные «мамы Розы». На казахстанской территории Гульнару встретила некая Камола Садриева — известная в Шымкенте содержательница притона, работающая под именами «Альфия» и «Марина». За «живой товар» ташкентские «мамы Розы» получили от Садриевой 1000 долларов. Далее в сети содержательниц притонов попадают узбекистанки Нигора Шахназарова и Фарида Жумаева, которые также незаконно пересекли границу. Все три девушки «отрабатывают» потраченные на них деньги, подвергаются насилию и издевательствам в Шымкенте.
Бизнес, поставленный на поток, даёт сбой, когда очередная партия проданных девушек сбегает по дороге и обращается к узбекским правоохранительным органам
Сейчас все экспортеры «живого товара» отбывают тюремный срок. Гульнара Адылова с помощью казахстанской полиции вернулась домой и прошла курс реабилитации в Ташкенте.
Правительство Узбекистана предпринимает кардинальные меры против торговли людьми. Создана Республиканская межведомственная комиссия и утверждена программа Национального движения. Узбекистан присоединился к 60-ти с лишним международным документам по правам человека, стал участником 6-ти основных международных договоров, принятых ООН. Главные улицы Ташкента и других городов страны оформлены баннерами, призывающими население к бдительности. Кино и театр активно используются как средства пропаганды против торговли людьми.
Молодежь Узбекистана очень хорошо знает Жамилу Гофурову, которая тоже познала ужасы рабства. Молодая неопытная девушка была обманута торговцами людьми и подверглась издевательствам. Но не в жизни, а в художественном фильме «Укубат» («Муки»), снятом «Узбеккино».
Несмотря на удачные пробы, во время подготовки к съемкам Жамила начала сомневаться. Ведь для того, чтобы продемонстрировать на экране описанные в сценарии страшные ситуации, ей необходимо было прочувствовать пройденный страшный путь героини Хулкар.
Для режиссера Валижона Умарова спектакль «Айдын» — уже вторая постановка на сцене академического театра, связанная с темой рабства. Пару лет назад он представил на суд зрителей нашумевший спектакль “Люди, будьте бдительны!”. Режиссер признается, что подобные постановки сопряжены со стрессами, ведь герои-жертвы — наши современники, которые рядом.
«Актрисам было сложно войти в роль жертв трафика. Для этого они посещали центр реабилитации, прибегали к помощи психолога. Посмотрели документальное кино. Страшные истории пережили люди. Иногда приходилось прерывать репетиции. Девушки чуть ли не падали в обморок на сцене», — комментирует режиссер спектакля Умаров.
Несмотря на принятые жесткие меры против торговли людьми со стороны узбекского правительства, большинство граждан все же едет на заработки за пределы страны. И некоторые из них попадаются в сети трафикеров.
В конце ноября несколько сообщений в СМИ об убийстве двух узбекских танцовщиц в Индии буквально шокировали узбекских читателей. Индийская газета «Indian Express» сообщила, что Атаджанова Шахноза и ее соотечественница Шахноза Шукурова стали жертвами торговли людьми. Шахноза написала письмо, с которым планировала обратиться в посольство Узбекистана в Индии, но не успела этого сделать. Письмо, датированное от 25 ноября 2014 года, написано на узбекском и содержит подробности путешествия девушки в Индию, где ее принудительно заставили заниматься проституцией в Дели и Пенджабе.
В своем письме она подробно описывает, как её принудили к занятию проституцией, избивали несколько раз и угрожали страшными последствиями, если она сообщит об этом в посольство. В свое оправдание Шахноза написала, что должна была найти работу и помочь бедствующим родителям.
«Девушка по имени Муяссар отправила меня из Ташкента в Алматы и Стамбул, а из Стамбула в Катманду. Я была в самолете впервые, никогда не была за границей «, — цитирует отрывки из её письма индийское издание.
«Никогда не соглашайтесь ехать за границу на работу за чужой счёт, никогда!
Если у вас нет денег на билет, лучше не ехать, тогда вы обеспечите себе возможность иметь паспорт при себе. Потому что работодатель или трафикёр, который вывозит вас за свои деньги, уже заведомо знает, что отберёт ваш документ и сделает своим должником. И вот в этот момент вы уже раб, просто продукт торговли», — комментирует юрист Юлдуз Атаниёзова.
Искать работу за границей узбекских граждан заставляет бедность, безработица, низкие доходы.
Минимальный уровень заработный платы в стране -130.000 сум ($21). Средняя ежемесячная зарплата по стране около $150-180. Тема трудовой миграции — самый больной вопрос для Узбекистана. Однако официальные власти не признают масштабную трудовую миграцию узбекских граждан в Россию и Казахстан. Официально уровень безработицы в стране — на уровне 6% от трудоспособного населения, а неофициально — около 25-30%. В настоящее время 3 млн граждан Узбекистана находятся за рубежом.
Внутри страны трудовых мигрантов называют «лентяями» и по возращении на родину подвергают различным проверкам со стороны правоохранительных органов