Директор летной службы авиакомпании «SCAT», самолет которой 29 января 2013 года потерпел крушение в Алматинской области, отправится под суд, сообщает пресс-служба Главной транспортной прокуратуры (ГТК) РК.
Следственная группа во главе со специальным прокурором ГТК РК завершила досудебное расследование трагического инцидента, в результате которого погибли все находившиеся в самолете 16 пассажиров и 5 членов экипажа. Таким образом, на сегодняшний день можно с уверенностью назвать причины катастрофы.
«Основной причиной катастрофы явились неправильные действия летного экипажа во время ухода на второй круг без возможности визуального контакта с наземными ориентирами из-за ожидаемых сложных метеорологических условий, неприведение в положение «на себя» штурвала для набора высоты самолета, который находился в интенсивном снижении, — рассказала пресс-служба. — В последнюю минуту полета, когда сработали предупредительные сигналы бортового компьютера о приближении к земной поверхности, частично потерявший работоспособность командир воздушного судна не управлял самолетом, а второй пилот вместо контроля за параметрами приборов, отвлекся на радиосвязь с диспетчером».
Как отметила комиссия по расследованию причин инцидента, взаимодействие экипажа самолета было налажено недостаточно. На предупреждения борткомпьютера они не обратили внимания. Кроме того, командир воздушного судна за 2 месяца до крушения пережил операцию; полет он совершал, не пройдя необходимого реабилитационного периода после операции, однако перед выходом в воздух не был даже обследован.
Причины на первый взгляд труднообъяснимого поведения пилотов также оказались достаточно просты: им недоставало квалификации.
«Летный экипаж обучался в непризнанном в Казахстане иностранном учебном центре; пилоты не прошли в требуемом объеме занятия по тренажерной, предварительной подготовке и курсы повышения квалификации», — отметила пресс-служба, добавив, что в авиакомпании систематически, в том числе и за день до вылета, нарушались режим труда и отдыха пилотов.
Как подчеркнули представители надзорного органа, именно директор летной службы «SCAT» по долгу службы отвечает за работу с летным составом. В связи с этим против директора возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 344 УК РК («Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). 10 октября дело было направлено в Алмалинский райсуд Алматы.
По той же статье были квалифицированы и действия членов летного экипажа, однако уголовное преследование в отношении них было прекращено в связи с их смертью.
Напомним, в день катастрофы самолет Bombardier CRJ-200 авиакомпании «SCAT» выполнял рейс по маршруту «Кокшетау-Алматы». Крушение произошло близ поселка Кызыл-Ту Илийского района Алматинской области — самолет столкнулся с поверхностью земли в 5 км от центра аэродрома, заходя на посадку в сложных погодных условиях.