В Узбекистане запрещены новогодние праздники и концерты в детских садах, утренники и вечеринки в школах и даже корпоративные праздники во всех взрослых учреждениях. В середине декабря власти ввели запрет на работу ресторанов и кафе в новогоднюю ночь.
Первыми праздник запретили в Самарканде. По поручения хокима Самаркандской области, 31 декабря все учреждения общественного питания будут закрыты, сообщил «Самаркандский вестник». Таково было распоряжение главы администрации Самаркандской области Заира Мирзаева.
Причина: «Новый год является семейным праздником и каждый человек должен встречать его в кругу своей семьи».
Также на собрании в хокимияте было объявлено, что в пред- и постновогодние дни развлекательным учреждениям Самарканда рекомендовано работать до 23:00, а число гостей не должно превышать 400 человек.
Продажа пиротехники запрещена, в местах скопления людей будут дежурить группы, состоящие из сотрудников УВД и работников общественных организаций. Инициативу по запретам подхватила администрация столичного Ташкента.
— Хокимият Ташкента рекомендовал жителям столицы отметить Новый год дома или в гостях, большинство ресторанов и кафе в последний день года работать не будут, — заявил руководитель информационно-аналитической группы хокимията Баходир Гоибназаров.
Можно не сомневаться в том, что подобные решения будут приняты и в других регионах страны. Директор одного из ташкентских ресторанов сказал, что подобное решение мэра города вредит бизнесу, так как не все хотят встречать новый год дома.
— С 25 по 31 декабря мы получаем очень много заказов на проведения корпоративных и семейных торжеств. Теперь государственным учреждениям также рекомендовано не устраивать праздники в ресторанах и кафе. Люди сами должны решать, где и как встречать новый год, а не власть, — говорит предприниматель.
Студенты ташкентских ВУЗов с 20 декабря должны покинуть общежития и отправиться домой. Им также не разрешают проводить новогодние студенческие балы. Запрещены новогодние утренники в детских садах, родителям нельзя собирать деньги на подарки детям.
История запретов на традиционные новогодние представления в Узбекистане берет начало в 2004 году.
В преддверии наступающего 2005-го года внезапно были отменены новогодние спектакли во всех помещениях (театрах, школах, детсадах и т. д.), включая те, билеты на которые уже были распроданы.
Запрет не коснулся представлений на площадях или перед домами культуры, а также «президентской елки», которая проводилась и в Ташкенте, и в других городах Узбекистана.
Самое забавное — «сверху» поступило распоряжение заменить сказочные персонажи и героев известных мультфильмов неузбекского происхождения – Золушку, Супермена, Дюймовочку, Микки-мауса, Вини-Пуха, персонажами из узбекских народных сказок. На ТВ и в СМИ некоторые руководители и деятели культуры начали доказывать, что празднование Нового года, противоречащего традициям и менталитету узбекского народа, приносит только вред.
Больше всего досталось Деду Морозу и Снегурочке.
В 2012 году местным СМИ дали негласное указание не показывать по телеканалам Деда Мороза, Снегурочку, Бабу Ягу и прочих сказочных персонажей
Главным аргументам противников было то, что эти персонажи пришлые, являются частью массовой культуры и не отражают узбекскую ментальность. Попытались Деда Мороза заменить другим персонажем из узбекских сказок. Поковырялись в сказках, но не нашлось своего Санта Клауса или Кор бабо, как называют их по-узбекски. Больше всего повезло елке — ее все-таки оставили в покое.
Впоследствии запрет на «неузбекских» сказочных персонажей был значительно ослаблен, а местами вообще перестал соблюдаться. Дед Мороз и Снегурочка все же вернулись в Узбекистан.
Все эти запреты были неофициальными и устными, откуда они поступали, никто не знал. По данным сайта «Фергана», гонения в отношении празднования Нового года начались в стране еще в 2004 году, когда глава ташкентского отдела народного образования Анвар Закиров запретил отмечать Новый год в школах, пояснив свою позицию тем, что
население страны имеет право лишь на один новогодний праздник — Навруз,
традиционно отмечаемый в Узбекистане в день весеннего равноденствия. По линии Министерства дошкольного образования распространялся запрет на проведение новогодних утренников и сбор денег на подарки детям. Тем же, кто намеревался ослушаться, грозило увольнение или строгий выговор.
Тем не менее, воспитатели большинства детских садов Ташкента считают себя не вправе лишить детвору их самого любимого и долгожданного праздника, поэтому все равно его проводят, пусть даже втайне от своего руководства, не особенно афишируя дату готовящегося утренника среди родителей.
Три года назад в Узбекистане под запрет попал День святого Валентина. Аргументы власти были построены на том, что «это не мусульманский праздник» и День влюбленных связан с любовными похождениями христианского святого, соблазнившего женщину.
С начала декабря в Ташкенте ходили слухи, что в этом году большой новогодней елки на площади Независимости не будет. Но буквально в прошлый четверг и пятницу СМИ Узбекистана сообщили, что главную новогоднюю елку страны на площади Независимости все же установят к 25 декабря. Этот факт подтвердили и в городской администрации города Ташкента.
СМИ пишут, что городские власти уже начали установку ели высотой 22 метра, ее украсят более десяти тысяч игрушек. Как ожидается, новогоднюю елку демонтируют уже 2 января.
Традиционно главную елку страны устанавливают на площади Независимости в центре столицы, где каждый год проходят новогодние концерты и другие праздничные мероприятия. В прошлом году празднование Нового года на улицах Ташкента проходило с 28 декабря по 5 января.