Сельскому жителю сегодня нужно не так много, чтобы стать успешным аграрием. Новый подход к финансированию казахстанских фермеров от «Агробизнес центра» — оказался настолько эффективным, что Казахстану может быть больше не потребуется вкладывать миллиарды в дорогостоящие программы по поддержке села.
В ходе недавнего заседания Совета иностранных инвесторов президент Назарбаев высоко оценил опыт созданного компанией «Филип Моррис Казахстан» «Агробизнес центра» (АБЦ), позволяющего местным фермерам учиться высоким агротехнологиям и успешно осуществлять «старт-ап».
Любопытно, что как только глава государства рассказал об этом,
в Чилик зачастили представители акиматов из разных областей.
Приезжают разузнать, как работает АБЦ, какие проекты финансирует, что об этом думают сами фермеры. В минсельзхозе заговорили о полезности создания подобных агробизнесцентров во всех сельских районах, но уже при поддержке акиматов. Что же такого особенного придумали в «Филип Моррисе»?
О том, как «с нуля», без обременительных кредитов и сложных платных тренингов, можно сделать преуспевающего агрария из простого сельского жителя, нам рассказали в ходе церемонии ежегодного награждения лауреатов конкурса «Лучший социально ответственный фермер – 2015».
Такой конкурс «Филип Моррис» проводит уже не один год. Цель – отмечать фермеров, наиболее правильно, прозрачно, цивилизованно построивших бизнес со своими наемными работниками. Долгое время
серьезной проблемой здесь было активное использование детского труда на табачных плантациях.
Рабочим – в большинстве своем приезжим из соседнего Кыргызстана – никак не удавалось объяснить, что детей не следует наравне со взрослыми «запрягать» в общий семейный воз. Что в аграрный сезон ребенок должен не «пахать» на поле под палящим солнцем, а отдыхать, к примеру, в летнем лагере. Рабочие согласно кивали, но дети на полях все-таки появлялись.
Однако в «Филип Моррисе» подошли к данному вопросу бескомпромиссно. Спрос был в первую очередь с партнеров-фермеров, чьи работники допускали это безобразие. В результате, наконец, и стандарты работы до работников донесли, и летний лагерь создали, где приезжие ребятишки вместо полевой каторги теперь поправляют здоровье и набираются витаминов. Все это сделали «Филип Моррис», Фонд местных сообществ Енбекшиказахского района и сами фермеры, поставившие перед рабочими твердое условие: или мы работаем цивилизованно, или прощаемся. Итогом этих усилий стало, кстати, исключение Казахстана из официального списка стран, в которых детский труд используется в сельском хозяйстве.
«Агробизнес центр», в помещении которого накануне награждали и чествовали лучших фермеров, за несколько лет довольно многое изменил в жизни местных аграриев. Неважно, чем занимается сельчанин, что выращивает – табак, помидоры или сладкий перец. Здесь его всегда совершенно бесплатно проконсультируют, научат современным технологиям, исследуют почву и дадут «диагноз» по возможным болезням растений. Подскажут, как правильно удобрить, как защитить растения от вредителей, где купить оборудование для капельного орошения. А когда продукция уже выращена – помогут найти для нее сбыт.
Минувшим летом несколько супермаркетов Алматы с помощью АБЦ и «Филип Морриса» договорились с рядом местных аграриев и с успехом торговали экологически чистыми томатами под брендом «Фермеры Чилика». Причем торговали по такой цене, которая не оставила шансов базарным конкурентам-перекупщикам. Спрос оказался таким, что при первоначальном заказе в 400-500 кг дневной объем продажи в отдельных торговых центрах доходил до пяти тонн. Довольны были и потребители, и поставщики. И на будущий сезон ритейлер заранее договорился с фермерами: «работать с вами будем обязательно».
Привлекает местных сельчан в «Агробизнес центр» не только возможность учиться и строить бизнес на современном уровне.
Для многих АБЦ дал реальный шанс создать практически с нуля собственное дело. На конкурсной основе специалисты центра отбирают бизнес-заявки, а победителям компенсируют 80% первоначальных затрат. Причем это финансирование – не в кредит, а в подарок, разумеется при условии, что купленное оборудование будет использовано по назначению. В результате такого сотрудничества уже многие жители района смогли начать и развить собственные проекты. Есть среди них и пекарня, и тепличное хозяйство, и бахчи, и многое другое.
По словам управляющего по внешним связям компании «Филип Моррис Казахстан» Айдоса Смаилова, годовые затраты компании на такую поддержку составляют 200-300 тысяч долларов. Зато результатом становится развитие местной социальной среды, появление на селе новых «точек роста» — фермерских хозяйств и других успешных проектов. «Люди должны иметь возможность достойно зарабатывать и жить здесь, а не уезжать на заработки в город. Мы стремимся именно к этому», — отмечает представитель ФМК.
Тот факт, что опытом «Агробизнес центра» компании «Филип Моррис» заинтересовались исполнительные органы, что этот опыт хотят распространить по всему Казахстану, сам по себе показателен. Сельскому жителю сегодня нужно не так много, чтобы стать успешным аграрием. Научить современным технологиям, помочь со стартовым финансированием, а затем со сбытом. Казахстан — не первое государство, где такой подход показывает свою эффективность. А если применить его в масштабах всех регионов, то может быть и не потребуется вкладывать миллиарды в дорогостоящие программы по поддержке села?