Для Астаны Анкара является таким же важным партнером, как и Москва. Поэтому делать прогнозы, на чью сторону станет Казахстан в конфликте «Турция-Россия», просто некорректно, — считает казахстанский политолог Досым Сатпаев.
По его словам, договариваться сегодня с Россией даже труднее, чем с кем бы то ни было.
— Россия становится все более непредсказуемой, — считает Досым Сатпаев. — И это уже доставляет Казахстану много неприятностей. Возьмем, например, «войну санкций» России с Западом, которая больно ударила по ЕАЭС. Ведь Россия никого не ставила в известность по поводу своих намерений ввести эти санкции. То же самое и по Сирии.
Я очень сомневаюсь, что Москва раскрывала свои планы по поводу военной кампании в Сирии другим членам ОДКБ
Скорее всего, все опять было сделано постфактум, а последствия снова бьют по нам.
Большую тревогу у меня вызывает и использование Каспийского региона в военных целях. Как вы знаете, Россия начала (и будет проводить) ракетные удары по позициям ИГИЛ с акватории Каспия. На встрече с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым Владимир Путин заявил, что военное использование воздушного пространства над Каспийским морем будет проходить до тех пор, пока это будет необходимо для наказания террористов.
Но ведь что такое Каспий? Это средоточие множества нефтедобывающих западных компаний. Каспий — это, скажем так, «ближайший сосед» неспокойных кавказских республик. Если вы помните, ИГИЛ уже обращался к народам Кавказа с призывом устроить джихад для России. Теперь
Каспий все больше и больше втягивается в войну, а это тоже угроза для Казахстана
Поскольку для нас Каспий — стратегически важный политический и экономический регион, тем более, что на Западе Казахстана уже были проявления терроризма.
И, конечно, не стоит забывать о том, что Казахстан строит добрососедские отношения со всем мусульманским миром, где сегодня резко обострилась конкуренция между тремя основными игроками — Турцией, Саудовской Аравией и Ираном. Россия однозначно заняла проиранскую позицию, противопоставив ее турецкой и саудистской. Казахстан же не может поддерживать только Россию, потому что
нам дороги связи и с Ираном, и с Саудовской Аравией, и с Турцией
Поэтому я полагаю, что альтернативы многовекторной политике у нас просто нет. И делать какие-то резкие «движения», помимо традиционных призывов сесть за стол переговоров, не стоит.
Что касается последствий турецко-российского конфликта для Казахстана, то я полагаю, что для нас ощутимей будут не только экономические потери, а риски, связанные с проникновением терроризма, поскольку
мировой терроризм воспринимает Казахстан, прежде всего, как союзника России,
ведь мы вместе входим в структуру ОДКБ.
Кстати, по поводу ОДКБ тоже есть опасения. Будет ли Москва призывать членов ОДКБ о поддержке, если, не дай Бог, конфликт между Россией и НАТО разрастется? Вот тогда мы действительно попадем в сложную дипломатическую ситуацию.