Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина подвела первые итоги «свободного плавания» национальной валюты — рубля.
Как сообщают «Новости России» издания «Биржевой лидер», Эльвира Набиуллина рассказала журналистам информагентства РИА Новости о том, как прошел первый год «свободного плавания» национальной валюты. 10 ноября 2014 года Центробанк РФ объявил о переходе к свободному курсообразованию российской валюты. Данный шаг, как объясняла глава Банка Росси, был запланированным. Однако в условиях резкого обвала нефтяных котировок, начавшегося осенью прошлого года, очень важным аспектом было нахождение подходящего момента для отправки рубля в «свободное плавание».
В итоге, 10 ноября прошлого года Центробанк отменил действовавший до этого так называемый «курсовой коридор» и отказался от практики регулярных интервенций на валютном рынке. Впрочем, регулятор все-таки оставил за собой право на осуществление подобных интервенций – в случае, если возникнет угроза для финансовой стабильности государства. Первоначально руководство Центробанка планировало отпустить национальную валюту в «свободное плавание» к 2015 году, однако сложившаяся на валютном рынке из-за возросшей активности спекулянтов весьма напряженная ситуация, проблемы, возникшие в отечественной экономике, а также геополитические факторы в итоге спутали регулятору все карты.
Все вышеперечисленные моменты и вынудили Банк России отправить рубль в «свободное плавание» на два месяца раньше запланированного срока.
Набиуллина подчеркнула, что в Центробанке готовились к переходу на свободное курсообразование, а на фоне начавших стремительно снижаться осенью прошлого года цен на нефть затягивать с этим шагом было бы абсолютно неправильно, тогда как резко отпустить курс национальной валюты раньше было бы преждевременно, поскольку участники рынка ожидали отправку регулятором рубля в «свободное плавание» не ранее, чем в 2015 году.
В ноябре на рынках под воздействием девальвационных ожиданий и внешних факторов начала складываться довольно нервозная ситуация, которая уже сама по себе оказывала негативное давление на курс российской валюты. Как раз это обстоятельство и стало дополнительным аргументом в пользу более быстрого перехода к свободному курсообразованию. Глава ЦБ объяснила, что в сложившейся ситуации лучшим вариантом стало бы предоставление рынку возможности как можно быстрее самому найти новую точку равновесия. А регулятор, в свою очередь, должен был выбрать верный момент для перехода к свободному курсу. Это нужно было сделать не поздно, чтобы избежать лишних трат валютных резервов, ведь это было бы на руку только спекулянтам, но смогло бы развернуть слишком мощное движение курса в сторону снижения, но и не рано, чтобы такой шаг не стал для рынка слишком неожиданным.
Свободное курсообразование дает экономике время на адаптацию к новым условиям и не позволяет накапливаться проблемам.
Набиуллина также объяснила, что плавающий курс предоставляет экономике время на адаптацию к новым реалиям и вместе с тем не маскирует имеющиеся проблемы, не позволяет им накапливаться. Ценой, которую пришлось заплатить, чтобы отечественная экономика избежала «жесткой посадки», стала волатильность рубля. На финансовых рынках, действительно, наблюдался шторм, однако российская экономика в целом приспосабливалась к новым условиям достаточно плавно. Об этом свидетельствуют и доходы отраслей, и уровень занятости, и динамика ВВП.
Более того, по мнению главы ЦБ, плавающий курс национальной валюты необходим российской экономике еще и для постепенного перехода к росту в новых реалиях. В частности, снижение стоимости продукции, выпускаемой российскими предприятиями относительно зарубежных аналогов, стимулирует импортозамещение.
Уже сейчас некоторые из секторов экономики РФ получают дополнительные возможности для того, чтобы развиваться и в таких довольно сложных условиях.
Однако им, конечно же, нужно определенное время для того, чтобы развить имеющийся потенциал.
Долгое время и для населения страны, и для российского бизнеса важнейшим индикатором был курс национальной валюты: оценка ситуации в экономике, а также принятие решений делалось прежде всего исходя из курса рубля. Однако, когда люди следили за курсом (и продолжают следить до сих пор), они на самом деле оценивали, как меняются цены в зависимости от того, в какую сторону движется курс.
В настоящее время, когда национальная валюта уже отправлена в «свободное плавание», регулятор стремится к тому, чтобы всеми экономическими агентами в качестве главного ориентира воспринимался уровень инфляции, поскольку инфляция является гораздо более правильным индикатором положения дел в экономике страны. Именно поэтому
Центробанк постоянно напоминает о своей цели – снизить показатель инфляции до 4 процентов.
Если инфляция носит предсказуемый характер, бизнесмены не боятся делать инвестиции, домохозяйства делают сбережения в российской валюте. Поэтому основной задачей Центробанка является снижение инфляционных ожиданий. Регулятор должен доказать: он делает как раз то, что было обещано, и в итоге инфляцию все-таки удастся не только снизить к целевому уровню, но и удерживать ее там.