Что стоит за недавним официальным визитом госсекретаря США Джона Керри в Центральную Азию и какие итоги можно подвести уже сегодня — мы спросили у официального представителя госдепартамента США Чарльза Мартина.
— Чарльз, спасибо, что откликнулись на наше приглашение. Нынешний диалог обозначен формулой С5+1. С точки зрения математики – это пока нерешенная задача. Давайте попробуем ее решить. Поставим знак равенства и произведем вычисление. Что получится?
— Очень важно, чтобы был диалог между странами Центральной Азии и США. Это важный регион. И очень важно взаимопонимание. Мы были очень рады, когда у нас появилась возможность встретиться с представителями Центральной Азии. Недавно была проведена встреча в Нью-Йорке Генеральной Ассамблеи членов ООН. И сейчас это первая встреча 5 министров иностранных дел Азии с министром иностранных дел США в Азии.
— А что, раньше диалога не получалось?
— Раньше были отдельные встречи. А это новый формат. Диалог для разрешения разных вопросов. Мы считаем, что это станет платформой для улучшения экономических связей между нашими странами. Это дает возможность обсудить вопросы, связанные с безопасностью. Мы не считаем, что это игра с нулевой суммой. Мы хотим, чтобы у центрально-азиатских стран были хорошие отношения с Китаем, Россией, с другими странами в регионе.
— Математически решить задачу не получится. Можно поставить восклицательный знак. Это будет правильно?
— Это значит, что в конце будет диалог и прогресс. Вместе с азиатскими странами мы сможем многого достичь. Как сказал наш госсекретарь в своей речи в Астане – половину населения Центральной Азии составляют люди до 30 лет. Поэтому мы должны вместе работать. После встречи в Самарканде…
— Почему в Самарканде?! Астана – прекрасный город.
— В Астане, как вы знаете, госсекретарь Керри читал большую речь о политике в Средней Азии. Это было важное вступление.
— То есть хотели разделить события?
— Он читал речь в Астане в Nazarbayev University. Он посетил завод по производству локомотивов. Это совместный проект Казахстана и Америки. Поэтому в Астане был больше акцент на это. А в Самарканде было совместное заявление после встречи 5 министров, было много проектов по транспорту, инфраструктуре.
— Сегодня в выкладке американских аналитиков аналитических центров и дискуссий в подкомитетах Конгресса, на страницах американской печати свидетельствуют, что США ищут новую модель присутствия в Центральной Азии. В чем особенность новой модели и в чем ее отличие от старой?
— США 25 лет поддерживает отношения со странами Центральной Азии. Это первая страна, которая признала независимость стран Центральной Азии после распада СССР.
— Хочу заметить – с радостью признала.
— Это регион, где люди стремятся к хорошему будущему, хотят что-то создавать. Поэтому мы хотим способствовать этому как партнеры. Мы многого достигли за 25 лет. Тысячи казахстанских студентов учились в вузах Америки. Госсекретарь сказал, что мы хотим увеличивать их число, сотрудничать по программам обмена в образовании.
— Я внимательно посмотрел интервью, которое Керри дал телекомпании «Мир», сидя в роскошной юрте в Астане. К сожалению, по протоколу было выделено всего 10 минут, но Керри заявил, цитирую: «США намерены добиться более эффективного сотрудничества в вопросах безопасности и борьбы с терроризмом. Это также работа в сфере образования и инвестиций. Я здесь, потому что у нас общие интересы, мы готовы работать со всеми». А вот эксперты считают, что США крайне обеспокоены позицией США на Ближнем и Среднем Востоке, где они якобы теряют свои позиции. Проведение диалога С5+1 – это вызов России для того, чтобы не потерять Центральную Азию.
— Мы не считаем, что страны Центральной Азии принадлежат какой-то стране. Это независимые страны. Мы здесь, чтобы быть партнерами. Мы не считаем, что центрально-азиатские страны должны выбрать какую-то одну страну. Госсекретарь сказал в интервью, что мы хотим, чтобы эти страны имели хорошие отношения со всеми странами в регионе, в том числе с Россией и Китаем. Наш госсекретарь приветствует многовекторную политику Казахстана. Казахстан – хороший пример, потому что имеет хорошие отношения и с Россией, и с Китаем, и с другими странами Центральной Азии, а также Европой и США. Мы считаем, это говорит только в пользу жителей Казахстана и региона.
— Речь шла о борьбе с терроризмом. Возможно ли в Казахстане создание антитеррористического центра в будущем?
— Мы считаем важным наличие диалога, чтобы бороться с терроризмом и насильственным экстремизмом. Поэтому мы приветствуем конференцию по борьбе с терроризмом, которая состоялась в Астане. В Нью-Йорке наш президент Обама недавно встретился с вашим президентом. Они говорили о важности сопротивления насильственному экстремизму. Также и в других странах Центральной Азии мы поддерживаем диалог с духовными лидерами и другими организациями.
— Я хочу, чтобы вы прокомментировали еще один тезис экспертного сообщества о том, что «ставка США будет делаться не на экономическое, а на военно-политическое сотрудничество со странами региона в рамках реализации программы «Партнерство во имя мира». Это означает, что российско-американское соперничество в Центральной Азии обострится. О каком конкретно военно-политическом сотрудничестве может идти речь?
— Мы поддерживаем экономическое сотрудничество в Центральной Азии. В то же время понимаем, что есть проблемы безопасности. Поэтому поддерживаем пограничные службы Центральной Азии.
— А в чем заключается поддержка? Если можно, конкретно.
— В Казахстане и других странах Центральной Азии мы финансировали пограничные пункты на границе с Афганистаном и другие границы. Мы уже много лет этим занимаемся и будем продолжать это делать в пользу Центральной Азии и России.
— И все-таки не могу не спросить. Что США могут противопоставить влиянию России на Казахстан?
— Мы считаем очень важным, чтобы Казахстан имел хорошие отношения со всеми своими соседями.
— А можно ли усидеть на двух или даже трех стульях, если речь идет о Китае?
— Во время интервью госсекретарь говорил, что мы поддерживаем умную многовекторную политику Казахстана.
— Есть такие тезисы, что США стоит вообще оставить Центральную Азию и Китай. Они будут конкурировать между собой и сломают не один зуб.
— Теории заговоров не могу комментировать. У разных людей разные мнения. Для нас главное иметь возможность поддерживать страны Центральной Азии. Это не противоречит интересам других стран. Мы абсолютно открыто ведем наше сотрудничество. Джон Керри несколько раз говорил, что мы поддерживаем региональную интеграцию. Казахстан становится мостом между Китаем и Европой. Часть проходит через Россию. Госсекретарю тоже был задан вопрос по поводу Евразийского Экономического Союза. Он сказал, что мы не против. Но наша цель – высокие стандарты. Поэтому усилия Америки направлены на то, чтобы было больше экономических возможностей.
— Я помню, речь шла о повышении стандартов. И Керри уделил этому особое внимание. Вот вопрос от нашего читателя: главный вопрос истории в том, что никто не берет из нее уроков. Так было, есть и, наверное, будет. И вот Ермек Исабеков спрашивает: каковы гарантии того, что под предлогом борьбы с терроризмом США не вторгнутся в одну из центрально-азиатских республик, в частности, в Казахстан? Так, как это было в Ираке и Ливии.
— Мы много раз говорили, что США поддерживает суверенитет и территориальную целостность всех стран бывшего СССР и в мире в целом. Госсекретарь Керри говорил, что пока мы боремся с терроризмом в любой стране, важно уважать права человека. В Сирии и Ливии, к сожалению, зверство руководства и давление на народ привели к тому, что народ восстал и такая ситуация сложилась в регионе.
— Лейла Сабитова прислала вопрос: на каком основании США позволяют себе вмешиваться во внутренние дела государств без одобрения Совета безопасности ООН и согласия властей этих стран? Я так понимаю, речь идет о Ливии и Сирии.
— Как говорил Керри, ситуации в Сирии такая, потому что руководство Асада привело к тому, что народ восстал против его режима. Он дал приказ открыть огонь. Поэтому сейчас там гражданская война. Госсекретарь говорил о важности нахождения политического компромисса.
— Если говорить об Ираке и Ливии, то две страны сейчас в разрухе.
— Ливия – пример того, как диктат привел к гражданской войне. Мы считаем, важно, чтобы в стране была устойчивая демократическая система.
— Вы считаете, что в Ираке или Ливии устойчивая демократическая политическая система?
— Ситуация в Ливии такая, потому что диктаторы открыли огонь по людям. Керри говорил о важности демократического развития и участия народа в политической жизни страны. Это позволяет мирно работать с обществом.
— Но почему все эти действия были без согласия Совета безопасности ООН?
— Мы поддерживаем действия против ИГИЛ в Сирии и Ираке по просьбе иракского правительства. Это полностью соответствует законам ООН. Главное, чтобы все страны работали вместе. Потому что ИГИЛ представляет угрозу для всего мира.
— Как вы, дипломаты, умеете перепрыгивать с одной темы на другую. Но давайте пойдем дальше.
— Это очень важная тема. Россия тоже считает, что ИГИЛ – угроза для всего мира.
— Хорошо. Давайте пойдем дальше. Стоит ли Казахстану ждать роста инвестиций после визита Джона Керри?
— Госсекретарь посетил компанию по производству локомотивов, которая работает совместно с американскими инвесторами. Это компания GE.
— Я смотрел по CNN.
— Кто много ездит на поезде, знает, что для комфорта нужны новые локомотивы. США – самый большой инвестор в Казахстане. Инвестиции – это взаимовыгодно для обеих стран. Мы не считаем, что это игра с нулевой суммой. Мы хотим, чтобы инвестиций в Казахстан было больше. Мы рады, что наши компании в Казахстане хорошо работают. Есть американские законы, которые запрещают заниматься коррупцией. Поэтому люди понимают, что американские компании прозрачно работают, инвестируя огромные суммы в экономику страны.
— Согласен, что коррупции у вас меньше. Пойдем дальше. Среди нарушений прав человека в докладе госдепартамента США за 2014 год, помимо стандартных претензий – нарушений свободы слова, собраний, упоминаются пытки заключенных арестантов и даже внесудебные казни. Последнее особо подчеркиваю. Что, по мнению госдепартамента, людей вешают или расстреливают? Как это могло попасть в доклад?
— Во время визита Керри говорил о соблюдении прав человека.
— Откуда взялись несудебные казни?
— Если вам нужно больше информации по докладу, мы можем отправить его вам.
— Я бы с удовольствием ознакомился.
— Во время встречи в Самарканде министров иностранных дел 5 стран с господином Керри было много сказано о важности соблюдения прав человека. Ошибки США по проблемам прав человека…
— Вы имеете в виду Гуантанамо?
— Госсекретарь во время его визита в Nazarbayev University тоже говорил о проблемах по правам человека. И мы рады, что есть диалог между нашими странами.
— Диалог-то есть. Я знаю, что несколько заключенных из Гуантанамо прислали сюда. Они живут здесь. Им дали квартиры, пособия. Они, кстати, еще и недовольны. И что меня очень возмущает, они говорят, что Казахстан – второе Гуантанамо. Не знаю, о чем думает наше правительство. Я бы давно выслал этих людей из Казахстана. Далее. Сенатор Кардин требовал от госсекретаря потребовать освобождения политзаключенных во время визита в 5 бывших советских республик. Это было сделано или нет? Потому что официально я такой информации нигде не слышал.
— Для нас самое главное, что дело продолжается. И если остаются вопросы… Как говорил госсекретарь в своем вступлении, главное, чтобы у людей была возможность участвовать в политической жизни страны.
— Считаете ли вы, что стратегическими партнерами США могут быть только лишь страны, приверженные демократическим принципам? Или это неважно?
— Мы видим, что в странах Центральной Азии продолжается демократическое развитие. Мы будем и дальше сотрудничать с Казахстаном как со стратегическим партнером.
— Здесь я не имел в виду Казахстан. Имел в виду Катар и Саудовскую Аравию.
— С этими партнерами мы постоянно говорим о важности прав человека.
— Ну, руки и головы как отрубали, так и отрубают.
— Диалог продолжается. Важно понимать эти вопросы.
— А вы искренне верите, что США может что-то изменить с правами человека в Саудовской Аравии?
— Я – специалист по Центральной Азии.
— Я вас понял.
— Я могу сказать об общих целях нашей политики.
— Как раз об общих целях. Резолюция ООН о борьбе с герализацией нацизма. Только три страны – Украина, Канада и США проголосовали против. Почему?
— Я готовил материал по встрече в Центральной Азии. Но если необходимо, мы можем передать вам информацию по поводу этого голосования.
— Какие вы, дипломаты, молодцы. Я вам иногда прям завидую. В конце прошлого года сенаторы Роберт Коркер и Роберт Менендес внесли законопроект, который санкционирует «существенное и незамедлительное расширение масштабов пропагандистского телерадиовещания США на русском языке на страны бывшего СССР на период до конца 2017 года. Что уже сделано в этом отношении и что планируется сделать?
— Мы считаем, что очень важно…
— Выразить свою точку зрения. Но я не особо заметил серьезных изменений.
— Мы постоянно открыто говорим о нашей политике.
— Вы и до этого не прятались.
— Мы считаем, важно, чтобы люди понимали нашу политику. И мы здесь не для того, чтобы конкурировать с какой-то другой страной. И мы не скрываем свою политику. Люди не всегда получают достоверную информацию. Вы как журналист это хорошо понимаете.
— Спасибо за интервью!
Видеоверсию смотрите здесь.