В кризис народ все больше требует «Хлеба и зрелищ». Бесконечные тои, безликие артисты, скандальные ТВ шоу — прямой путь к деградации. О том, кто может спасти артистов и зрителей от декаданса и что является пинком для казахстанского шоу-бизнеса — режиссер-постановщик концертных программ Карлыгаш Ажиева.
— Карлыгаш, бытует мнение, что большинство шоу и развлекательных програм заставляют людей деградировать. Вы согласны с этим?
— Изначально так. Сейчас создается множество развлекательных безликих штампованых программ, которые просто не дают человеку возможности подумать и собраться с мыслями. На мой взгляд, в центре прежде всего должен стоять зритель. Через искусство и СМИ он должен получить некую информацию, которую уже додумает, доживет самостоятельно.
— То есть вопрос в качестве?
— Да, мы засиделись. Нас вдоволь насытили всевозможными новинками. И это привело к застою. Многие мои коллеги стоят на месте, хотя нужно идти вперед.
— Нередко репертуар артиста не вызывает восхищения, хотя как личность он может быть очень интересен. Виной тому погоня за деньгами? Той-бизнес?
— Лично я от тоев не отказываюсь. Мне импонируют заказы, которые требуют новизны. Я всегда стремлюсь показать человека с новой стороны. И неважно — проводит ли он той или большой концерт. Я работаю с ними и не иду у них на поводу. Со временем результаты появляются, ведь мы оба заинтересованы в этом сотрудничестве.
— А кого из казахстанских артистов вы можете назвать эталоном?
— Однозначно Роза Куанышевна. Не потому, что грядет ее юбилей и 35-летие творческой жизни, а потому что она – пахарь. Всегда открыта для диалога, для экспериментов, всегда пробует себя в разных ипостасях.
— А как вам Роза Куанышевна в клипе «Беш»?
— Меня немного покоробило видео. Возможно, это был недоработанный материал.
— Давайте вернемся к началу нашей беседы. Зачем нам нужны все эти масштабные концерты, шоу?
— Прежде чем задавать вопрос «зачем?» нужно задаться другим — «как это сделать?» Ведь конечный продукт должен прежде всего понравиться зрителю. Я не говорю о 100 % аудитории. Ну а потом, в эти проекты, помимо труда, вкладываются материальные средства. Поэтому второй вопрос — как оправдать вложенные деньги?
Поэтому профессионалам нужно объединяться, общаться, разрабатывать новые модели. А у нас сейчас время одиночек.
— Получается, отсутствует профессионализм, желание расти, повышать квалификацию?
— Соглашусь с вами. Мои коллеги нечасто собираются вместе для обсуждения. Хотя такой формат общения необходим. На мой взгляд, отсутствует коллегиальность, стремление делиться опытом, перенимать лучшее у своих коллег. К примеру, я уже дважды за свой счет ездила на EXPO, чтобы увидеть павильоны воочию. И призываю всех поступить также, ведь EXPO уже не за горами.
— Я знаю, что вы мечтаете о большом музыкальном конкурсе в Казахстане. Когда-то таким масштабным проектом был «Азия дауысы».
— Я мечтаю о многом. Но моя главная мечта — большой фестиваль, в рамках которого будет песенный конкурс, встречи, мастер-классы. Своего рода общение культур и технологий.
— Центрально-Азиатский базар? Есть Славянский базар, который уже стал брендом. Кстати, вы были в Витебске в этом году?
— Была. Вообще, это лето у меня прошло под лозунгом: «О, Казахстан!». И на EXPO, и на «Славянском базаре» все знали, что мы – казахи. К нашей группе подходили самые разные люди, фотографировались, благодарили. К слову, публика очень благодарная: в восторге от наших исполнителей, от нашей культуры.
А еще я мечтаю, чтобы мы попали на «Славянский базар» своим большим «базаром». Тем более, что там ждут наших прикладников, классиков, народников, а не только поп-артистов или исполнителей детского танца. Сейчас мы планируем продолжить работу в этом направлении. Было бы здорово, если сильные мира сего нам помогут. Ведь » Славянский базар» — это большая стартовая площадка для продвижения EXPO-2017. Там собираются вместе представители 42 стран!
— В прошлом году музыкальный конкурс «Аялаған Астана» провели вы, хотя до этого в течение нескольких лет им занимались российские продюсеры.
— Он так и остался их детищем.
— Ваше отношение к тому, что сейчас в отечественном шоу-бизнесе, СМИ и рекламе присутствует большое количество специалистов из России и Украины?
— На мой взгляд, это хорошая практика. Наш народ ленив, любит почивать на лаврах. Как-то я задала вопрос одному украинскому режиссеру: «Почему у вас столько талантов? Один человек может быть и профессиональным сценографом, и режиссером, и сценаристом! В чем секрет?» И он мне ответил: «Помните, были непростые времена, когда Россия рванула к нам снимать свои телепередачи? Тогда украинским специалистам, чтобы выжить в такой конкуренции, пришлось изучить и технику, и сценографию, и камеру, и овладеть рекламными инструментами».
Наши же соотечественники не хотят учиться. Им проще нанять кого-то и продолжать красиво сидеть в режиссерском кресле. Хорошего пинка не хватает казахстанским специалистам.
— А вы уверены, что такой вариант будет действенным?
— Без сомнения!
— Возвращаясь к вопросу о нехватке кадров — у нас же есть специализированные факультеты в академии кино и телевидения, которые выпускают режиссеров массовых мероприятий. Или они уходят в другие сферы деятельности? Кстати, вы преподаете?
— Да, я преподаю в своем офисе. Мне кажется, я достигла такого уровня, когда могу поделиться знаниями с другими. Что касается уровня образования в ВУЗах, то на мой взгляд, виной тому некачественный преподавательский состав. В академии им. Жургенова преподают либо телевизионщики, либо бывшие теоретики-музыканты.
— Если бы у вас была возможность создать свою команду, то кого бы в нее пригласили?
— В первую очередь, украинских коллег — у них всегда есть чему поучиться. Безусловно, коллег из компании «А Плюс» — каждый из них хорош в своей сфере. Однозначно — Динару Адам, Алтынбека Ахметова. Думаю, никто из моих коллег не обидится, не услышав свое имя. (смеется)
— На этой ноте, для кого-то приятной, а для кого-то не очень, мы закончим нашу беседу. Спасибо!