В накаляющихся отношениях между Россией и Турцией Казахстан может выступить в роли миротворца, считает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
По его мнению, конфронтация между Турцией и Россией, конечно, доставит определенные неудобства Казахстану.
— Думаю, что будут неудобства, как это было в прошлом году, когда начались известные события в Украине. Сказать, что Казахстан втянется в какую-то дипломатическую конфронтацию, которая намечается между Россией и Турцией — это вряд ли. Другое дело, что нам придется трудновато: придется опять лавировать между двумя странами. Я думаю, возможно, Казахстан предпримет усилия миротворческого характера. Другое дело, что ситуация с этим самолетом действительно сложная, — считает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
При этом эксперт уверен, что России не удастся использовать своих партнеров по ЕАЭС против Турции.
— У Турции нет никакого стремления, хотя и было заявлено предложение нашего президента, чтобы Турция вошла в ЕАЭС или хотя бы создала зону свободной торговли. Она никак на это не отреагировала. Турция с каждой из стран ЕАЭС имеет свои отношения, отрегулированные на двухсторонней основе. Другое дело, если Россия введет в отношении Турции какие-то экономические санкции, как она ввела контрсанкции в отношении запада… Это может нарушить нашу торговлю, но я не думаю, что так произойдет, — предполагает эксперт.
Тем не менее Андрей Чеботарев считает, что
сохранить полный нейтралитет в сложившейся ситуации у Казахстана вряд ли получится
— Если Россия этот вопрос с самолетом как-то вынесет на ОДКБ, хотя бы для того, чтобы получить какую-то моральную или политическую поддержку со стороны других участников, то понятно, что Казахстан в стороне не останется. А если нет, то тут, конечно, будет более мягкий вариант для нашей страны. Хотя понятно, что когда идет конфронтация между двумя партнерами, приходится лавировать. Я говорил, что Казахстан может взять на себя какую-нибудь миротворческую функцию, но как все это будет выглядеть, пока непонятно, подытожил Чеботарев.