Народный банк Китая уже седьмой день подряд продолжает девальвировать национальную валюту — юань. Как отмечают эксперты, это самая длительная полоса девальвации за последние три года.
На самом деле изменения в курсе юаня к доллару небольшие, но сама тенденция наводит на серьезные мысли. Так, некоторые аналитики полагают, что Китаю все больше и больше нужен более слабый юань. Ведь укрепление национальной валюты КНР неизбежно означает ухудшение конкурентоспособности и, возможно, потерю экспортного преимущества.
Дата | Цена за 10 Китайских юаней в долларах США | Изменение |
10.11.2015 | 1.57160 | -0.00240 |
07.11.2015 | 1.57400 | -0.00140 |
06.11.2015 | 1.57540 | -0.00280 |
04.11.2015 | 1.57820 | +0.00030 |
03.11.2015 | 1.57790 | -0.00490 |
Главная причина девальвации юаня — снижение экспорта из КНР. Как передает Синьхуа, по данным таможни КНР, в октябре экспорт Китая сократился на 3,6 процента против аналогичного показателя прошлого года, темпы снижения оказались выше, чем и в предыдущем месяце. Импорт снова отметился двузначным спадом.
Вообще,
с начала этого года тенденция к восстановлению мировой экономики значительно ослабла, наблюдается серьезный спад в глобальной торговле.
Согласно данным Всемирной торговой организации, в первом полугодии объем торговли товарами в масштабах всего мира сократился на 0,7 %, что неизбежно сказалось на внешней торговле Китая.
Помимо внешних факторов падение экспорта Китая также связано с трансформацией внешней торговли страны. Замначальника отдела международного рынка Исследовательского института при Министерстве коммерции КНР Бай Мин считает, что традиционные преимущества товаров, сделанных в Китае, ощутимо ослабляются на фоне роста себестоимости производства в стране и повышения потенциала экономических субъектов с формирующимися рынками в сопредельных странах. В Китае пока еще не сформированы новые конкурентные преимущества.
По мнению старшего аналитика «Альпари» Вадима Иосуба, «девальвация национальной валюты — довольно стандартный способ подстегнуть экспортноориентированную экономику. То, что Китай нуждается в таком стимулировании, бесспорный факт.
Росту экономики на 7% могли бы позавидовать многие страны, но для Китая это замедление роста и самый низкий показатель за последние четверть века.
Последние данные по китайскому экспорту — основе китайского роста — просто удручающие. Индекс цен производителей уже несколько месяцев кряду демонстрирует дефляцию в промышленном секторе. В этих условиях решение о девальвации юаня не вызывает удивления».
Отметим и еще один момент. В 2015 году валюты конкурирующих с Китаем экспортеров (например, японская иена и южнокорейская вона) обесценились по отношению к доллару, а юань оставался относительно стабильным. Более того, китайская валюта в этом году оказалась на втором месте по динамике по отношению к доллару среди валют развивающихся рынков (лучшую динамику показал гонконгский доллар).
Так что относительная слабость многих национальных валют дала конкурентам Китая преимущество на рынке экспорта. Но теперь, позволив юаню несколько потерять в цене, Китай помогает своим экспортерам вернуть главное конкурентное преимущество — низкую себестоимость товаров.
Однако, не только это толкает КНР к девальвации своей валюты. Как полагает экономический аналитик Константин Аршинов, планомерно ослабляя свою валюту китайцы осложняют жизнь своим торговым конкурентам. В первую очередь, действия китайских монетарных властей могут внести серьезные коррективы в планы Федеральной Резервной Системы (ФРС) США. По мнению многих специалистов,
в условиях ослабления юаня ФРС вряд ли пойдет на повышение учетной ставки, которое спровоцирует дальнейшее усиление доллара
и без того находящегося сейчас на максимальных уровнях и осложнит общую ситуацию в экономике США. Понижение курса юаня существенно ослабляет экспортный потенциал экономики США, а повышение ставки Федрезервом только усугубит эту ситуацию.
Вполне определенно о последствиях действий монетарных властей Китая для американской экономики высказался кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп. Он полагает, что девальвация китайского юаня будет «разрушительной» для экономики США. В недавнем интервью CNN Трамп заявил:
«Они просто уничтожат нас. Они продолжают девальвировать свою валюту и будут это делать и дальше. Они добьются сильного падения юаня, и это будет разрушительным для нас».
И, может быть, самое главное. Преимущества тактики по искусственному сдерживанию курса юаня до его реального значения (по оценкам экспертов, настоящая стоимость китайской валюты превышает официальный курс на 20-40 %) не ограничиваются нынешней ситуацией. Как считает еще один эксперт Александр Бабицкий, к 2020 году именно Китай станет главной экономической силой на планете, оставив далеко позади и США, и Евросоюз, и нынешних лидеров. Прогнозируется, что к тому моменту ВВП Китая будет примерно на треть превышать ВВП Соединенных Штатов и Объединенной Европы вместе взятых.
Это означает, что в определенный момент, когда китайская экономика достигнет определенного уровня стабильности и технологического развития,
дешевый юань можно будет отпустить с короткого поводка, чтобы он стал обрастать мускулами и достиг своей истинной силы.
И тогда юань станет привлекательным для иностранных инвесторов. Более того — у Китая есть все шансы сделать юань одной из резервных мировых валют и весьма вероятно, что и основной резервной мировой валютой. Предпосылки для этого имеются уже сейчас. Так, юань уже вовсю укрепляет свои позиции в Юго-Восточной Азии, выдавая кредиты местным бизнесменам именно в юанях под весьма скромные проценты.
Получается, что процесс превращения юаня в главную валюту региона и вытеснение оттуда доллара уже начался. Рисунок: Daryl Cagle. И эта тенденция имеет все шансы на продолжение в мировом масштабе. То, что юань будет расти, несомненно. Бесконечно сдерживать его рост, скупая доллары и евро и тем самым имитируя высокий спрос на эти валюты, невозможно. К тому же китайская экономика в условиях кризиса, когда экспортный спрос несколько сократился, начала постепенно переориентироваться на внутренний рынок, который стал крепче и состоятельнее.
Несомненно, процесс будет продолжаться, а в этих условиях слабый юань уже будет невыгоден Китаю. Да и значение традиционных резервных валют по мере упрочения Китая в качестве главной экономической державы будет падать, им на смену во многом должен прийти юань. Так что нынешняя ситуация со сдерживание курса юаня идеально вписывается в концепцию древней мудрости: чтобы разогнаться и совершить прыжок, нужно сделать пару шагов назад.
Тем временем Центробанк Китая объявил, что с 12 ноября в стране войдет в официальное обращение новая банкнота достоинством 100 юаней. Как пишет Синьхуа, цвет, внешний вид и размер купюр новой, пятой серии, останутся неизменными, при этом значительно повысится их защита от подделок.
Новая банкнота номиналом 100 юаней обладает высочайшей степенью защиты. Цифра «100» и защитная лента на ней будут изменять цвета в зависимости от угла падения света: от золотого и пурпурного до зеленого.
Чтобы отличить настоящую банкноту от подделки, потребуется не более пяти секунд.
Находящиеся в настоящее время в обращении 100-юаневые банкноты перевыпускались четыре раза, купюры предыдущей серии были выпущены в 2005 году. По словам начальника планового отдела НБК Шан Чжиюя, вместе с расширением процесса автоматизации повышаются требования к машинной считываемости банкнот. Преступники разработали новые методы подделки юаней, что создает большую угрозу для населения. Поэтому по мере развития технологий необходимо непрерывно усиливать степень защиты купюр, при этом новые деньги должны соответствовать требованиям современных способов обработки наличности.