Кризис не про нас, думают устроители свадеб в Казахстане и берут кредиты, чтобы пригласить на торжество звезд из России. А опытные люди говорят: не надо! Что за всем этим стоит? Подешевели ли звезды казахстанской, российской, мировой эстрады? Об этом мы поговорим с директором «Atack concert» Сабитом Сулейменовым.
— Девальвация прошла, а цены изменились?
— Нужно говорить о разных сегментах, в которых я участвую – концертный бизнес, билетный бизнес. В концертном бизнесе цены шибко не поменялись. Российские артисты перевели гонорары в рубли. И где-то стало легче договариваться с ними. Но это бывает редко. Особенно трудно со звездами категории А – очень раскрученные, очень известные. С остальными можно договориться. Люди понимают, сейчас времена непростые.
— Они стали сговорчивее?
— Они понимают, что это бизнес. И если ты хочешь зарабатывать, нужно обсуждать.
— По многим интервью видно, что российские звезды очень любят Казахстан. И первая причина – это гостеприимство и умение хорошо платить. Согласишься с этим?
— Да. Всем нравится Казахстан. Особенно Алматы. Здесь хорошо в плане организации. Здесь достаточно щедрая публика. У артистов есть 3-4 государства, в которые они с удовольствием ездят. Топ 3 государства, откуда они не выходят – Россия, Казахстан, Украина.
— Заговорили об Алматы. О других регионах можно так сказать?
— Казахстан вообще гостеприимная страна. Это Астана, Атырау, Актау, другие города. Вопрос в том, что если эти концерты организуются букинг-агентствами, а в них работают профессионалы, то заранее оговариваются все разделы контракта — райдера. Если там просят отель с количеством звезд, транспорт…
— А если нет такого отеля?
— Все обсуждается. Если нет того, что просит артист, можно предложить альтернативу.
— А как ты относишься к тому, что наши звезды обижаются на такую разницу в цене? Если российская звезда стоит 45-50 тысяч долларов, то наши дешевле. И вообще говорят – хватит приглашать российских и зарубежных, давайте уже своих поднимать.
— С точки зрения патриотизма я соглашусь с ними. А что касается цен, то это рынок. Если ты хочешь сделать свой той пышным и щедрым, то соответственно ты должен соглашаться с условиями, которые тебе выдвигает менеджер артиста или коллектива. Но нашим есть куда стремиться. И если ситуация не изменится в ближайшем будущем, то рано или поздно все равно стабилизируется. Но догнать россиян нам будет очень сложно. Это совершенно другие рынки.
— Они выдают совершенно другое качество?
— На них промо работает в гораздо больших объемах, нежели у нас. У нас только свои каналы. А у россиян задействованы большие ресурсы.
— И оттуда цена.
— Все зависит от того, что за артист, насколько быстро он раскрутился, как здесь воспринимается его материал какие места в хит-парадах он занимает. То есть обычный спрос.
— Когда видишь наши тои, поражаешься щедрости и количеству гостей, особенно в южных регионах. Но той проходит и оказывается, что люди берут кредиты, чтобы отгреметь, показать роскошь. Я знаю несколько случаев, когда выдавали замуж, женили, а через год разводились, а кредит оставался. Как ты относишься к таким ситуациям?
— С сочувствием. Нужно жить по средствам. Если ты хочешь сделать той… я сейчас в своем возрасте понимаю, что лучше сделать скромно, по-европейски. Регистрация, небольшая вечеринка, можно пригласить группу, накрыть небедный стол, а на подаренные и сэкономленные деньги поехать в путешествие. Я в последнее время много путешествую и понимаю, что лучше сэкономлю у себя в стране, но устрою себе неделю отдыха с посещением концерта. То, чем сейчас занимается наша вторая компания «zakazbiletov». От концерта ты получаешь столько позитива, столько адреналина. Сутки после концерта прокручиваешь в голове все, что ты увидел. Просматриваешь фото и видео, которые снял. Невероятные ощущения. И еще мне нравится, что
когда концерт начинается, весь зал сливается воедино, и ты оказываешься на другой планете. Вот ради таких моментов, я думаю, лучше сэкономить деньги и сходить на концерт какой-нибудь звезды.
— Ты пока рассказывал, у тебя блестели глаза.
— Потому что я очень люблю это.
— Это твоя рекомендация. Ал ел не айтады? Что скажут люди?
— Это ментальность. Если вам важно, что скажут друзья или весь город… Но ведь есть те, кто оценит, что той провели скромно. Ну, пригласите друзей, пусть эта свадьба пройдет в какой-нибудь азиатской стране. Заодно и за границу съездят.
— То есть ты не за количество, а за качество.
— Вариантов много.
— А ты уже наблюдаешь такие европейские свадьбы?
— Если смотреть по работе нашей второй компании zakazbiletov, которая занимается туризмом и организацией концертов, то их стало больше.
— Это дешевле?
— Нет. Но это те же деньги. Можно сэкономить на артистах, перераспределить приглашения друзей, сократить круг гостей. Вариантов много.
Нужно планировать свои праздники, чтобы было больше впечатлений.
Все зависит от вас и от тех людей, которые эти праздники устраивают.
— Если хочется устроить свадьбу и пригласить российскую звезду — а хорошей фишкой считается пригласить российскую звезду, то кого бы вы рекомендовали, чтобы недорого и хорошо?
— Прямо по-украински заговорила. Кстати, украинские звезды дешевле, чем россияне. И по выхлопу они не хуже. Однозначно дешевле.
— То есть рекомендовал бы украинских звезд?
— Сейчас есть такая тенденция — украинские группы. Самые частые гости в нашей стране — это Потап и Настя.
— Наверное, потому что недорого.
— Недорого и весело.
— Ты работаешь и с мировыми звездами. В одном из интервью ты признался, что по-настоящему звезду мирового масштаба пригласить сюда очень сложно. Даже провести массовый концерт очень дорого. Так и будем копить или не надо – туда поедем и посмотрим?
— Опять же все от ваших возможностей. Если хотите провести знаковое мероприятие со звездой, копите деньги.
— Сколько нужно копить?
— Лучше съездить на концерт исполнителя в любой другой город – Россия, Украина, Прибалтика или Европа. Я за последний год посетил много концертов разных по звездности, по стилю. Для меня это хороший стимул, потому что я же работаю.
— Хорошая работа.
— Мы должны четко знать, как проводятся эти концерты, где находятся соответствующие категории. Мы продаем билеты – первая, вторая, третья категория. Есть премиум и VIP-зоны, куда входят фуршеты и лучшие места на стадионе.
— Работа – мечта. А кого бы из звезд ты отметил? Кстати, концерт Мадонны вызывает разные отзывы. Кому-то очень нравится, кому-то совершенно не нравится. Есть звезды – зря потратили деньги.
— Все зависит от того, что вы хотите увидеть. Шоу или просто живого человека на сцене. Или вы так любите этого артиста и хотите послушать его песни вживую.
— Мы хотим шоу с живым артистом.
— У нас в стране превалирует поп-музыка, но я люблю ходить на рок-концерты.
— А когда-то ты начинал свою карьеру с «Мираж» и «Ласковый май».
— Это был период «железного занавеса». Ничего кроме Boney M, Ricchi e Poveri мы не получали. На улице Саина на рынке продавали пластинки. Люди ходили туда покупать пластинки. Все остальное — это то, что диктовала страна в плане медиа – что показывали по телевидению и могли слушать по радио. А начинали мы с «Ласкового мая». А сегодня 2015 год. Я недавно с большим удовольствием посетил концерт Linkin Park.
— Шикарно отработали.
— Наш известный друг Нурберген Махамбетов помнит, как я выносил ему мозг, когда был молодым. Я как-то принес ему кассету с новой песней Таркана. Он был такой джентльмен – ни мимики, ни гримас не было. Я сейчас понимаю, что он в тот вечер просто со мной пересидел. Эта музыка для него была не в тему тогда. Человек вырос на совсем другой музыке и любил другое направление. Мы растем. Наши вкусы меняются. Слава Богу, что мы не остались на том этапе «Ласковых маев» и «Миражей».
— А если звезды, с которыми вы не работаете? Мой знакомый хотел пригласить Юрия Антонова. Но его отговорили — мол, с ним очень сложно работать. Это на уровне разговоров, но человек решил не рисковать. Есть ли звезды, с кем вы не работаете?
— Это бизнес. Есть артисты, с которыми трудно работать. Кроме Антонова я бы вспомнил про Земфиру. С ней нам удалось поработать три раза. Первый концерт был для меня самым сложным в организации. Земфира была в период своей славы заточена на организационных моментах в плане звука. Она не зацикливается на бытовом райдере. Каждый организатор, который с ней работал, знает, если ты не поставишь ей хороший звук, она может развернуться на саундчеке и уйти.
— Такое было?
— Да. Когда мы провели первое мероприятие, пригласили ее во второй раз, она увидела меня в аэропорту и отнеслась ко мне более лояльно, потому что уже знает меня. А в третий раз мы стали друзьями, потому что это вопрос доверия – она знает, что ты можешь организовать. С Антоновым то же самое. Если ты хочешь работать со сложными артистами…
— А есть список таких?
— Есть. Нужно просто работать. Четко работать над райдером, над выполнением всех условий контракта. Если ты все выполняешь, то у артиста к тебе претензий нет.
— А к артистам можно обращаться напрямую или они работают только через агентства?
— Они не работают через агентства. У них есть свой менеджмент – то есть директор. И большая часть обсуждений проходит с менеджментом.
— Ну, я позвонила и сказала: «Здравствуйте!»
— Тебя просто отправят к менеджменту. Никто с тобой ничего обсуждать не будет.
— Менеджмент в каждой стране, в каждом регионе.
— Артист – это творец. Если это интервью, какая-то благотворительная акция, то может. Опять же через директора. Тебе скажут – пришлите вопросы. Их передадут артисту. Он просматривает их, отдает директору, он передает тебе. И ты начинаешь подготовку, если это для журнала, например. Вот так все устроено. Я считаю, что тот период, когда люди напрямую обращались к артистам, прошел. Все понимают, что лучше работать с профессионалами, чтобы не было ненужных головных болей.
— А патриоты бы сказали, лучше работать со своими звездами.
— Да. Своих тоже нужно поднимать. Раньше я был медийщиком – смотрел на этот процесс со стороны. Сейчас я втянут в это, и мне пришлось многие вещи пересмотреть. В частности, по нашим артистам. Я вижу, как им сейчас тяжело. То, что они зарабатывают на тоях, нормальная ситуация. Потому что европейскую модель шоу-бизнеса переложить на нашу страну очень сложно. Я объясню, что такое европейская модель. Многие артисты на Западе имеют доходы от продажи пластинок, синглов, отчислений авторских прав и рекламных контрактов. Концерты организовываются ими только в поддержку альбомов. Например, группа Depeche Mode выпустила альбом и делает тур в поддержку, чтобы этот альбом продавался. У нас ты тур в поддержку альбома не сделаешь, потому что альбом не продается. Тем более сейчас, когда любую песню можно скачать в интернете, остается только зарабатывать на тоях. Пока мы ничего сделать не можем.
— Спасибо, что пришли! До новых встреч!
Видеоверсию смотрите здесь.