Министерству энергетики легче отпустить в свободное плавание розничные цены на бензин, нежели начать регулировать оптовые.
Режим падения и сдерживания цен на бензин марки АИ-92 закончился 4 сентября, когда Минэнерго отказалось от госрегулирования. Теперь в ведомстве вслед за АИ-92 планируют отпустить в свободное плавание розничные цены на АИ-80 и дизтопливо. Безусловно, это легче, чем начать регулировать оптовые.
Нефтяной рынок продолжает лихорадить. На мировых товарных рынках нефть марки Brent стоит ниже 50 долларов за баррель. Вслед за нефтяными ценами упала стоимость топлива на автозаправках Польши, Эстонии, США, Германии, Великобритании. Западные аналитики прогнозируют и дальнейшее снижение цен на топливо.
В Казахстане, напротив – на фоне возникшего новостного бума по нефтяной проблематике и резких колебаний курса валют вновь актуализировался вопрос об увеличении цен на топливо.
– Цена на бензин у нас практически не зависит от цены на нефть, – говорит эксперт в нефтегазовой сфере, экономист Сергей Смирнов. –
Изменение цен на бензин в нашей стране – процесс непрогнозируемый. Летом 2008 года нефть стоила 148 долларов за баррель, а бензин был дешевле, чем сейчас, когда баррель нефти котируется около 50 долларов.
— Как показывает практика, стоимость нефти на мировом рынке мало влияет на движение топливных цен в Казахстане. Вообще, ценообразование на ГСМ в республике абсолютно непрозрачно, неясно как складывается стоимость литра топлива. Отсутствие открытой информации позволяет оптовикам (закладывая свои маржинальные доходы) безнаказанно манипулировать ценами, диктуя свою ценовую политику. Поэтому прогнозировать ситуацию на топливном рынке страны очень сложно, особенно когда «режим сдерживания цен», по всей видимости, приказывает долго жить.
По словам эксперта, профильное ведомство не в состоянии наладить грамотное управление нефтяной отраслью и потому плетется в хвосте ситуации.
– В нормальной рыночной экономике действительно рынок диктует цену. И это было бы, если бы наши НПЗ могли полностью удовлетворять спрос. Но в стране топливная лихорадка, вызываемая дефицитом топлива, стала хронической и лечится только одним способом – повышением цен. Конечно, есть и второй способ борьбы с дефицитом: увеличение объемов производства. Но, видимо, властям это не по силам. За более чем 20 лет независимости они не смогли ни построить нового НПЗ, ни модернизировать старые, – продолжает Сергей Смирнов.
– Какие признаки сейчас говорят о том, что цены будут расти?
– Главный фактор, влияющий на стоимость бензина в стране — не мировые котировки на нефть, а цена на бензин в России.
— Сейчас рост его стоимости вызван двумя причинами: укреплением рубля и изменением структуры ценообразования. Правительство России объявило «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, который предусматривает ступенчатое снижение экспортной пошлины и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. А раз растет цена на бензин в России (поставки которого закрывают до 40% спроса в Казахстане), то будет расти и у нас. Высокая зависимость от российского импорта ГСМ вынуждает Казахстан идти в фарватере бензиновой ситуации соседнего государства.
Ситуация на топливном рынке Казахстана, нефтяной державы, сейчас напоминает театр абсурда. Цены на бензин уже официально находятся не в прямой зависимости от цен на нефть на мировых рынках, а как недавно заявил министр энергетики РК Владимир Школьник, от курса доллара и российской валюты: «В прошлом году 128 (тенге за литр бензина) – цена, и курс – 150 (тенге за доллар). 128 разделите на 150, бензин стоил 80 центов за литр. Сейчас 125 разделить на 270, это 40 центов за литр», – сказал Школьник и сразу добавил:
— Все зависит от того, какой будет курс рубля в России через месяц-два и какой будет плавающий курс тенге в ближайшие три месяца. Скажите мне этот прогноз, и я вам назову, что будет с бензином.
– Сравнивать стоимость топлива с долларом или с рублем — это, мягко говоря, некорректно – говорит Сергей Смирнов. – Адекватность цен на ГСМ надо определять, исходя из того, сколько этих долларов и рублей получает население, тогда картина получается совсем иная. К примеру, если житель тоже нефтедобывающей Норвегии (где цена литра бензина около двух долларов) может на свою среднюю зарплату приобрести свыше 2 тыс. литров бензина, то гордый сын казахских степей нашего дешевого (по словам главы энергетического ведомства) бензина на свою далекую от реальных показателей уровня жизни среднестатистическую зарплату может купить менее 900 литров. При этом, согласно экспертным оценкам, в РК семья их 4-х человек тратит на бензин в среднем 10% от доходов, тогда как в западных странах этот показатель не превышает 2%.
Говоря о причинах ожидаемого подорожания, эксперт топливного рынка подчеркивает: системные ошибки правительства (а, возможно, и лоббирование им частных интересов крупного бизнеса) – главная проблема топливного рынка республики.
– У нас постоянный дефицит бензина, – объясняет ситуацию Сергей Смирнов. – Дело в том, что в сложившейся ситуации наши морально и технологически устаревшие НПЗ не заинтересованы в модернизации, а правительство – в строительстве четвертого завода. Зачем строить, модернизировать, вкладывать деньги, когда можно свой бензин класса «Евро-2» спокойно продавать по цене «Евро-4» и «Евро-5»?
До 40% рынка высокооктанового бензина у нас покрывается российским топливом, качество которого значительно выше. Когда стоимость российского топлива упала из-за девальвации рубля, наши трейдеры в массовом порядке стали его скупать и заполнять им хранилища. Власти оказались перед выбором: сокращать объемы переработки нефти на НПЗ (поскольку некуда было сливать готовую продукцию) или вводить запрет на ввоз российского топлива. Понятно, выбрали последнее.
– Отечественные заводы, конечно, не справляются. При этом их топливо на заправках стоит как российское, хотя качеством хуже, – говорит эксперт. – В России все заводы производят бензин класса «Евро -4» и «Евро-5». Понятно, что исходя из своих характеристик, российский бензин должен быть в цене выше, чем наш. Чем выше класс топлива, тем дороже обходится его производство. Но у нас цена одинаковая. Механизм этого прост: когда российский бензин лучшего качества становится дешевле, правительство просто ограничивает его ввоз, когда дороже – повышает цену на внутреннем рынке. С этим можно бороться только путем насыщения внутреннего рынка качественными нефтепродуктами собственного производства с минимализацией издержек.