Наука в Казахстане стремительно стареет, и при этом новой поросли ученых сложно пробиться через строй агашек и аташек к признанию и успеху. Об этом пишет журналист Бек Қаптағай на страницах сайта Qamshy.kz.
«Сегодня учебные заведения, призванные формировать образованное поколение, принадлежат даже не агашкам-ученым, а ученым-аташкам.
А вы задумались, каким научным потенциалом обладают эти ученые агашки и аташки, каково их стремление в воспитании конкурентоспособной молодежи?
Мне кажется, это у них напрочь отсутствует. Они ограничиваются только реализацией государственных программ и выполнением своих обязанностей.
Нынешнюю казахскую науку можно единогласно назвать наукой-пенсионеркой, главная цель которой — не научные изыскания и открытия, а получение званий, научных степеней
Согласно положению, 75 процентов кадрового состава ВУЗов должны быть преподаватели, обладающие научными степенями, поэтому 50 процентов преподавателей составляют пенсионеры.
Сегодня эти пенсионеры не могут поспевать за новыми технологиями и научными открытиями. Большинство из них в почтенном возрасте — период научного поиска для них в прошлом. И никто не вправе упрекнуть их в этом. Они вынуждены работать по программам 20-летней давности. И могут передать своим воспитанникам только «новшества» 20-летней давности.
Сегодня информационные технологии обновляются чуть ли не ежедневно, ежечасно, а наши наставники обучают нас «достижениям» вчерашнего дня — программам 70-80 годов. В обучении студентов они используют не новые версии программ, а те, которые уже вышли из применения. Хотя в комплексной программе университетов присутствуют новые версии, мы вынуждены находить и устанавливать устаревшие.
А теперь подумайте, кого могут воспитать такие ученые…
Безусловно, молодежь не сразу может добиться научных степеней, они даже честным трудом не смогут добиться их… Только единицы, фанатично преданные науке, благодаря своей целеустремленности, титаническому труду, добиваются успеха в науке честным трудом и удостаиваются званий и ученых степеней.
Еще одна проблема, о которой нельзя не сказать — язык науки. Сегодня язык аксакалов, которые на различных форумах начинают свое выступление словами, «когда учился в Ленинграде…», становится языком нашей науки. Конечно, можно сказать, что скоро они уйдут, а наука останется.
Однако сегодня мало кто из наших докторов наук знает казахский язык. Поэтому в будущем кандидатов в доктора нужно обязать сдавать экзамен на знание казахского языка — наша страна не обязана готовить ученых, которые будут вносить лепту в развитие науки наших соседей.
Если мы думаем о будущем, то должны исправить свою науку.
В науке нужно открыть дорогу к знаниям, а не к званиям и научным степеням.
Пришло время отправить на заслуженный отдых старую систему и престарелых ученых».
Источник: Qamshy.kz