Брокерские компании, не акцентируя внимания на отрицательной отдаче вложений в «голубые фишки» Казахстана, пытаются обратить внимание потенциальных частных инвесторов на другие рынки. В условиях неопределенности с курсом тенге они все чаще публикуют новые инвестиционные идеи и аналитику, словно призывая посмотреть в сторону западных рынков. Но казахстанский инвестор тугоух. Ему, товарищи брокеры, нужно говорить открытым текстом: чтобы не разочароваться, делайте долларовые инвестиции!
Мы с моей коллегой имеем большой опыт вложения в «народные» бумаги. На нашем счету уже два IPO на двоих. Одна вложилась в акции КазТрансойла, другая – в акции KEGOC. Работая в деловой прессе и постоянно анализируя фондовый рынок, мы очень быстро выросли из теории и решили, что имеем моральное право писать о народном IPO только в том случае, если сами будем участвовать в IPO, рисковать своими деньгами, наконец, полностью погрузимся в инвестиционную среду, начнем понимать всю специфику фондового рынка.
Наш недавний анализ после того как курс тенге был отпущен в свободное плавание, проходил нервно. Использовав нехитрую математику, мы окончательно поняли, что инвестировать в ценные бумаги, номинированные в тенге, мягко говоря, невыгодно.
Одна из нас, вложившаяся в акции АО «КазТрансОйла» еще в декабре 2012 года, когда собственно произошло IPO компании, подсчитала, что она покупала акции КТО по 725 тенге за штуку. По средневзвешенному курсу на декабрь 2012 года — 150,42 тенге за доллар, акция на тот момент «весила» $4,81. На сегодняшний день номинальная стоимость акции снизилась до $2,62. Да, в этом заключается фокус: у тебя сколько было акций, столько и осталось. Но на самом деле это уже далеко не те акции – их стоимость фактически уменьшилась едва ли не в два раза (!). Причем уменьшилась реальная стоимость – цены-то на товары и услуги растут!
Другая из нас вложилась в акции KEGOC в декабре 2014 года. В момент размещения с учетом цены размещения (505 тенге за акцию) и средневзвешенного курса тенге к доллару (181,81) одна акция стоила $2,77. Теперь, после того как тенге обесценился, одна акция стоит $1,83. Номинальная стоимость акции – не прошло и года – уменьшилась на 94 цента. Почти $1.
Мы долго ломали голову над тем, а смогут ли инвесторы этих «народных» компаний хоть в какой-нибудь перспективе получить не то что какой-то рыночный прирост стоимости акций (ради которого собственно и инвестируют десятки тысяч людей в Казахстане), а хотя бы восстановление акции в долларовом эквиваленте. Для этого нужно, чтобы цена акции КТО уже сегодня, по нынешнему курсу, составляла более 1300 тенге, а акция KEGOC – 764 тенге. В этом случае речь идет лишь о восстановлении номинальной стоимости, а никак не о росте рыночной стоимости.
Впрочем, эти размышления безответственны, потому что никто и никогда не говорил о номинальной стоимости в разрезе девальвации национальной валюты. Любые движения на фондовом рынке четко коррелируются со спросом, предложением, корпоративными и страновыми новостями, но никак не исходя из номинальной стоимости той или иной бумаги. Просто на этом примере можно увидеть потенциальные потери казахстанских инвесторов, не более того.
Бумаги с двойным листингом сразу после девальвации тенге повели себя предсказуемо: стали расти котировки. Но движение вверх продолжалось недолго – сейчас не только фондовый рынок Казахстана, но и самые развитые фондовый рынки переживают не самые лучшие времена…
Арифметические подсчеты эффективности «народных» инвестиций закончились жарким консилиумом: что делать? Если инвесторы намерены держать акции в горизонте 3-7 лет, то нужно ждать. Ведь зарабатывать можно и на дивидендах. Это очень хорошее подспорье для любого инвестора. Казахстанские «народные» компании, конечно, платят хорошие дивиденды, они поддерживают своих инвесторов лояльной дивидендной политикой. А когда нефть снова начнет расти в цене – все экономические процессы цикличны, — то настанет время для сатисфакции отечественных инвесторов. Они окажутся в выигрыше.
Если же инвестор не намерен ждать так долго удачного момента для выхода из своих инвестиций, то конечно он может их продать в любой момент. И этот момент в настоящее время будет одинаково неудачен…
Что же касается предложений брокеров по предстоящим выгодным вложениям – им несть числа. Фондовый рынок во всем мире находится сейчас, пожалуй, в самой низшей точке. Это означает, что вложившись сегодня, можно получить хорошие доходы в недалеком будущем.
Главный инвестиционный стратег, генеральный директор компании Freedom Finance Тимур Турлов, например, считает, что «рынок постепенно отходит от августовского «провала» и идет в гору, на небосклоне замаячили новые яркие IPO — верный признак уверенности крупных инвестбанков в том, что высокий спрос на рынке акций обеспечен». В скобках заметим, что речь о западных IPO.
Он уверен в том, что «мы вступаем в традиционно хороший с точки зрения потребительской активности квартал, а прямо сейчас стартует сезон отчетностей, который тоже имеет предпосылки не разочаровать всех нас. В общем, осень имеет все шансы стать жаркой, и кто знает, сколько дней мы еще будем наблюдать столь привлекательные цены на весьма качественные активы?»
Другая брокерская компания — BCC Invest, — до сих пор не особенно развивавшая международный сегмент, тоже дает рекомендации своим клиентам по перспективным направлениям. Увы, с Казахстаном они не связаны…
P.S. В контексте того, что КазТрасОйл, довольно успешная квазигосударственная компания, успевшая провести не менее успешное IPO на KASE, может быть подведена к делистингу в результате регламентного слияния по решению материнской структуры, становится понятно, что у казахстанских инвесторов, позитивно воспринимающих отечественный фондовый рынок – а это примерно 100 тыс. человек, вообще не остается каких-либо внятных ориентиров на местности. Для них, наверное, теперь приоритетной может оказаться ориентация «Запад».